Проверяемый текст
Аверкин, Алексей Владимирович. Совершенствование управления социальной защитой населения : На примере Республики Мордовия (Диссертация 2002)
[стр. 56]

государственные социальные расходы в 90-е годы составили от одной пятой до одной шестой части ВВП.
Управление социальной защитой населения может играть важную роль в регулировании макроэкономической эффективности.
Нужно сказать, что в зависимости от расходов на социальные нужды, существенно отличаются макроэкономические показатели в отдельных странах
(табл.
1.5.) Таблица 1.5 Взаимосвязь между экономиками и социальным развитием стран с разными моделями рынка за период с 1971 по
2000 годы (в процентах).
Средние социальноэкономические показатели за период с 1971
но 2000 гт.
Социально-рыночная экономика (Германия, Австрия, Нидерланды, Скандинавские страны)
Либсральпо-рыночпая экономика (США, Австралия) Уровень безработицы 3,3 7,3 Уровень инфляции 6,0 8,4 Номинальный рост зарплаты 8,0 10,1 Реальный рост зарплаты 1,8 1,5 Число дней забастовок на 1000 занятых 54498 Степень неравенства доходов по соотношению 20 % бедных к 20 % богатых 5,6 8,9 Источник: [34, с.38).
Международный рейтинг той или иной западной модели с течением времени может меняться в зависимости от динамики социально-экономических
показателей и сложившейся ситуации в.
социальной сфере.
Так, в последнее время рейтинг американской модели возрос, а шведской
снизился, поскольку США вступили в фазу ускорения экономического роста, а Швеция, наоборот, встретилась с серьезными экономическими трудностями.
Колеблется и рейтинг германской модели в связи с беспрецедентным ростом безработицы в этой стране (до 12 с лишним процентов экономически активного населения).
Очевидно, что высокие социальные расходы, с одной стороны, снижают социальную напряженность и улучшают социально-экономическое положение населения, с другой стороны, они приводят к замедлению темпов
[стр. 75]

Социальные расходы, осуществляемые на различных уровнях субъектов управления социальными системами во всех промышленно развитых странах т довольно заметно различаются, однако, после быстрого роста расходов как доли ВВП в 60-е и 70-е годы, последовало его замедление в период 80-х годов.
В Западной Европе в последнее время намечается тенденция снижения социальных расходов.
Реформирование системы социальной защиты в странах ОЭСР предполагает пересмотр объема и масштабов государственных социальных расходов при сохранении в основном их структуры.
Даже в промышленно развитых странах, где уровень расходов государства невелик, государственные социальные расходы в 90-е годы составили от одной пятой до одной шестой части ВВП.
В предыдущем параграфе было отмечено, что управление социальной защитой населения может играть важную роль в регулировании макроэкономической эффективности.
Нужно сказать, что в зависимости от расходов на социальные нужды, существенно отличаются макроэкономические показатели в отдельных странах
(см.
табл.
1.5).
Таблица 1.5 Взаимосвязь между экономиками и социальным развитием стран с разными моделями рынка за период с 1971 по
1990 годы * 75 ♦ Международный рейтинг той или иной западной модели с течением времени может меняться в зависимости от динамики социально-экономических (впроцентах).
Средние социальноэкономические показатели за период с 1971
по 1990 гг.
Социально-рыночная экономика (Германия, Австрия, Нидерланды, Скандинавские страны)
Либерально-рыночная экономика (США, Австралия) Уровень безработицы 3,3 7,3 Уровень инфляции 6,0 8,4 Номинальный рост зарплаты 8,0 10,1 Реальный рост зарплаты 1,8 1,5 Число дней забастовок на 1000 занятых 54 498 Степень неравенства доходов по соотношению 20 % бедных к 20 % богатых 5,6 8,9 Экономический рост 2,3 3,1 Источник: [47, с.38].


[стр.,76]

показателей и сложившейся ситуации в социальной сфере.
Так, в последнее время рейтинг американской модели возрос, а шведской
упал, поскольку США т вступили в фазу ускорения экономического роста, а Швеция, наоборот, встретилась с серьезными экономическими трудностями.
Заколебался и рейтинг германской модели в связи с беспрецедентным ростом безработицы в этой стране (до 1 2 с лишним процентов экономически активного населения).
Очевидно, что высокие социальные расходы, с одной стороны, снижают социальную напряженность и улучшают социально-экономическое положение населения, с другой стороны, они приводят к замедлению темпов
экономического роста и созреванию кризисных явлений на макроуровне.
Однако, на наш взгляд, гуманистические ценностные ориентиры современной цивилизации позволяют надеяться на то, что императивом социально-экономического развития станет социальное развитие человека, сколь бы ни были высоки связанные с этим издержки.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что к числу факторов, облегчающих проведение российских реформ в социальной сфере, следует отнести возможность воспользоваться опытом проведения социальных реформ в странах с развитой экономикой (например, реформ Л.
Эрхарда в ФРГ и Г.
Мюрдаля в Швеции) ,1 в ряде развивающихся стран (например, чилийско-мексиканская * модель пенсионной реформы), в постсоциалистических странах Центральной и Юго-Восточной Европы, в государствах, входивших в состав бывшего СССР.
Как уже сказано, большой интерес представляют международные стандарты социальной защиты, зафиксированные в конвенциях и рекомендациях МОТ, новые методологические и методические подходы, которые были положены в основу их разработки (например, принципы социального партнерства).
Разумеется, зарубежный опыт должен быть творчески осмыслен и использован в соответствии с тем, как зарекомендовали себя модели социальной защиты различных стран, с учетом уникальных условий России.
76 1Подробнее см.: Смолысов В.Г.
Социальное рыночное хозяйство: концепции Л.
Эрхарда и Г.
Мюрдаля.
// Социально-политический журнал.
1998.
№1<С.155 168.

[Back]