так и мифологические представления о женщине матери, хозяйке, хранительнице домашнего очага, прародительнице, божестве плодородия, носительнице духа, «хозяйке» промысловых животных. Как вы считаете, о наличии каких ценностей в первобытном обществе можно предполагать? Что было жизненно важно для человека в эпоху верхнего палеолита? Можно ли считать культурным наследием указанные находки археологов? Почему? О чем говорит аналогичность находок на стоянках древнего человека в Волгоградской области и на других местах раскопок?» Учащиеся предположили, что причиной распространения* культа женщины являлась первобытная полигамия, что было толчком для развития матриархата, а также половозрастной характер разделения труда, что и обусловливает аксиологические стороны жизни первобытной эпохи. Анна Д. о наличии ценностей сказала следующее: «Так как вся жизнь первобытного человека была направлена на выживание, на добычу пищи, обеспечение безопасности, продолжение рода, можно предположить, что здоровая женщина была символом благополучия рода, непогасающего костра, а в период мотыжного земледелия еще и добытчицей, ассоциировалась с плодородием...» Михаил'Ф. отметил, чго: «...находки археологов свидетельствуют о том, как сильно условия жизни, достижения человека влияют на образ мыслей, ценности человека, позволяют проследить причинно-следственные связи в развитии человеческого мышления, поэтому их, безусловно, можно считать культурным наследием». Олег В. заметил, что «аналогичность находок свидетельствует о том, что человечество в своем развитии проходит одинаковые или схожие стадии на разных этапах созревания, что свидетельствует о единстве планетарного развития». Таким образом, уже в рамках первого (ориентационного) этапа процесса формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края у старшеклассников создавались представления о сущности ценности «культурное наследие», способствующие формированию собственной оценки и отношения к ним. На заключительном занятии учащимся для обсуждения предлагалась тема: «Значение культурного наследия в истории». (В рамках учебных курсов 123 |
том, что и через сто лет секрет изготовления сохранился, он передавался от одного мастера к другому, но чтобы потомки знали, кто делал такие красивые вещи мастера, подписывали свои изделия, так как гордились произведением своих рук. Исходя из того, что оба кубка являются произведениями искусства, можно говорить о высоком уровне развития ремесла в древнем Новгороде. Глядя на эти кубки, мы можем судить не только о высоком уровне ремесла, но и о преемственности поколений, благодаря .которой и теперь мастера создают прекрасные произведения». Таким образом, уже в рамках первого этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям у старшеклассников создавались определенные представления о сущности культурные традиции, способствующие формированию собственной оценки и отношения к ним. Интегративный блок ориентационного этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям был представлен интегративным уроком по теме: «Традиции и ценности в истории человека и цивилизации». (Интеграция в рамках учебных курсов «История России», «Всеобщая история», «Человек и общество»). В рамках данного урока учащимся было предложено еще раз обсудить сущность понятия «ценность»; привести примеры универсальных и специфических ценностей разных эпох и цивилизаций; объяснить, чем обусловлено их существование. Далее были предложены вопросы: «Культурная преемственностьэто ценно или неценно, благо или зло для человечества, каждого человека, для Вас лично? Попытайтесь выделить разные аспекты проблемы. Подумайте, возможно наличие традиций в современной цивилизации? Нужны ли они?» Затем учащимся было предложено написать сочинение-размышление по теме: «Традиции и ценности в истории человека и цивилизации». Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь учащимся осмыслить ценность традиций для всего человечества, каждого отдельного человека и лично для каждого учащегося. Это в целом было отмечено в устных ответах и сочинениях учащихся. Приведем |