«История России», «Всеобщая история», «Человек и общество», «Основы археологии»). На данном занятии учащимся было предложено еще раз обсудить сущность понятий «ценность», «культура», «межкультурная толерантность», «цивилизация», «глобализация», «единство планетарной цивилизации»; привести примеры универсальных и специфических ценностей разных эпох и цивилизаций; объяснить, чем обусловлено их существование. Далее были предложены вопросы: «Что такое культурное наследие? Культурное наследие насколько оно ценно, что оно несет человечеству, каждому человеку, Вам лично? Попытайтесь выделить разные аспекты проблемы. Подумайте, чем обусловлено наличие традиций в современной цивилизации? Нужны ли они? Что более необходимо: традиции или новации? Были ли в истории нашей Родины примеры межкультуриой толерантности?» Затем учащимся было предложено написать сочинение-размышление по теме: «Значение культурного наследия в истории человека и цивилизации». Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь учащимся осмыслить ценность культурного наследия в совокупности его компонентов для всего человечества, каждого отдельного человека и лично для каждого учащегося. Это в целом было отмечено в устных ответах и сочинениях учащихся. Приведем несколько примеров. Алина 3.: «Традиции в истории Российской цивилизации являлись теми ценностями, на которых основывалось само существование цивилизации. При этом традиции воплощались в непосредственной деятельности каждого человека, его отношении к миру, соседствующим национальностям. Они основа русского характера, силы духа...». Ирина И.: «История нашего государства наполнена свидетельствами сосуществования различных народностей и наций. Я думаю национальная терпимость была присуща п русскому характеру всегда... Живя рядом, народы перенимали некоторые особенности культуры своих соседей, поэтому в нашем языке так много слов неславянского происхождения...» Реализацией цели второго эвристического этапа процесса формирования |
том, что и через сто лет секрет изготовления сохранился, он передавался от одного мастера к другому, но чтобы потомки знали, кто делал такие красивые вещи мастера, подписывали свои изделия, так как гордились произведением своих рук. Исходя из того, что оба кубка являются произведениями искусства, можно говорить о высоком уровне развития ремесла в древнем Новгороде. Глядя на эти кубки, мы можем судить не только о высоком уровне ремесла, но и о преемственности поколений, благодаря .которой и теперь мастера создают прекрасные произведения». Таким образом, уже в рамках первого этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям у старшеклассников создавались определенные представления о сущности культурные традиции, способствующие формированию собственной оценки и отношения к ним. Интегративный блок ориентационного этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям был представлен интегративным уроком по теме: «Традиции и ценности в истории человека и цивилизации». (Интеграция в рамках учебных курсов «История России», «Всеобщая история», «Человек и общество»). В рамках данного урока учащимся было предложено еще раз обсудить сущность понятия «ценность»; привести примеры универсальных и специфических ценностей разных эпох и цивилизаций; объяснить, чем обусловлено их существование. Далее были предложены вопросы: «Культурная преемственностьэто ценно или неценно, благо или зло для человечества, каждого человека, для Вас лично? Попытайтесь выделить разные аспекты проблемы. Подумайте, возможно наличие традиций в современной цивилизации? Нужны ли они?» Затем учащимся было предложено написать сочинение-размышление по теме: «Традиции и ценности в истории человека и цивилизации». Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь учащимся осмыслить ценность традиций для всего человечества, каждого отдельного человека и лично для каждого учащегося. Это в целом было отмечено в устных ответах и сочинениях учащихся. Приведем несколько примеров. Артем М..: «Традиции в истории Российской цивилизации являлись теми ценностями, на которых основывалось само существование цивилизации. При этом традиции воплощались в непосредственной деятельности каждого человека, его отношении к миру, соседям, семье. Они связывали его с предками, делали возможным передать свои знания потомкам ». Жанна К.: «Преемственность в культурной жизни, политике, экономике является насущной необходимостью для человека и человечества в целом. Ведь не зря мастер Коста из Новгорода скопировал кубок другого мастера Братилы, показав тем самым не только высокий уровень развития ремесленного мастерства более позднего периода, но и продемонстрировал знание традиций исполнения, уважение к труду своего предшественника. Мы и сейчас восхищаемся их трудом, уважаем его». Реализацией цели второго эвристического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение среднего уровня сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям. Данный уровень предполагал решение задачи направленной на «открытие» школьником личностного смысла ценности «культурные традиции», то есть осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного ценностного феномена, и общественной значимости ценности «культурные традиции» на основе осознания невозможности существования и развития человека, общества, человечества в целом вне данного ценностного контекста. Решение данной задачи процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям было связано с разрешением аспектной ценностной проблемы второго уровня сложности следующего содержания: «Могут ли люди существовать без культурных традиций?» В контексте данной проблемы рассматривались наряду с указанной проблемой в целом ее отдельные аспекты: «Что такое культурные традиции?», «В каких сферах жизни общества культурные традиции имеют наибольшее значение?» Аспектная ценностная проблема второго этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям реализовалась через систему |