ного края способствует неграмотному политическому управлению, например, необходимо помнить, какие народы населяют наш край, чтобы учитывать проявления особенностей национального характера, в экономике, и политике». Максим О.: «По-моему, значимость культурного наследия нашего края в том, как известно, наша область одна из крупнейших в России, поэтому не считаться с ее влиянием на национальную политику невозможно». Реализацией цели третьего рефлексивно-прогностического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края являлось достижение аддитивистского уровня сформированное™ ценностного отношения к культурному наследию родного края. Данный уровень предполагал решение задачи направленной на принятие личностного смысла ценности «культурное наследие», «встраивание», интеграцию ценностного отношения к культурному наследию родного края в> (систему отношений старшеклассника с миром. Решение данной задачи формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края связано с разрешением ценностной проблемы, которая должна восприниматься как противоречие, противостоящее не абстрактному человеку, а конкретно каждому, в первую очередь тебе и мне. Содержание аспектной задачи ценностного характера: «Возможно ли развитие современного общества и нашего региона, в частности, без сохранения культурного наследия родного края?». Опорными темами данного этапа являлись следующие: «История Царицына в XVIII веке», «Царицын на правом берегу Волги. Петр I и Царицын», «Истории Царицына в XIX веке», «Традиции жизни и быта казачьих поселений на территории нашего края», «Царицын в первой трети XX века. Волга и Дон в годы гражданской войны». Для достижения поставленной цели формирования ценностного отношения к культурному наследию родного края были разработаны ценностно-смысловые задачи креативного уровня. Решение аспектных задачценностного характера предполагало использование эвристической и обобщающей беседы, проблемного изложения, имита131 |
несколько примеров. Артем М..: «Традиции в истории Российской цивилизации являлись теми ценностями, на которых основывалось само существование цивилизации. При этом традиции воплощались в непосредственной деятельности каждого человека, его отношении к миру, соседям, семье. Они связывали его с предками, делали возможным передать свои знания потомкам ». Жанна К.: «Преемственность в культурной жизни, политике, экономике является насущной необходимостью для человека и человечества в целом. Ведь не зря мастер Коста из Новгорода скопировал кубок другого мастера Братилы, показав тем самым не только высокий уровень развития ремесленного мастерства более позднего периода, но и продемонстрировал знание традиций исполнения, уважение к труду своего предшественника. Мы и сейчас восхищаемся их трудом, уважаем его». Реализацией цели второго эвристического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение среднего уровня сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям. Данный уровень предполагал решение задачи направленной на «открытие» школьником личностного смысла ценности «культурные традиции», то есть осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного ценностного феномена, и общественной значимости ценности «культурные традиции» на основе осознания невозможности существования и развития человека, общества, человечества в целом вне данного ценностного контекста. Решение данной задачи процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям было связано с разрешением аспектной ценностной проблемы второго уровня сложности следующего содержания: «Могут ли люди существовать без культурных традиций?» В контексте данной проблемы рассматривались наряду с указанной проблемой в целом ее отдельные аспекты: «Что такое культурные традиции?», «В каких сферах жизни общества культурные традиции имеют наибольшее значение?» Аспектная ценностная проблема второго этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям реализовалась через систему культурные традиции имеют наибольшее значение, каковы последствия отрицания культурных традиций для человека, общества, человечества в целом. Предлагалось также проиллюстрировать свои ответы конкретными примерами из истории. Наряду с этими вопросами школьникам были даны следующие: «Что есть культурные традиции ддя Вас? Что значит относиться к культурным традициям как ценности? Почему отношение к культурным традициям как ценности необходимое условие существования, развития, человечества, общества, конкретного человека, в том числе Вас? Можете ли вы привести примеры из собственной жизни, иллюстрирующее проявление Вашего отношения к культурным традициям (как ценности или неценности)? Какие это имело последствия? Как Вы полагаете, как на Вашем поведении, поступках должно отражаться отношение к культурным традициям как ценности (возможно на межличностном уровне, в оценке людей, общественных, культурных, политических явлений и т.д.)?» Отметим, что в ходе данного урока неоднократно звучали ответы, свидетельствующие об осознании учащимися социальной и личностной значимости ценности «культурные традиции», понимании данного ценностного феномена. Например, Наталья Л.: «Отрицание культурных традиций приводит к тому, что человек становится «Иваном родства не помнящим», забывает свои корни, своих предков, те ценности, которыми они дорожили. Это может привести не только к нравственной гибели одного человека, но и человечества».Татьяна К.: «Мне кажется относиться к культурным традициям как ценности это уважать труд человека, заботиться о каждом члене своей семьи, стремиться делать добро для людей». Реализацией цели третьего рефлексивно-прогностического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение высокого уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям. Данный уровень предполагал решение задачи направленной принятие личностного смысла ценности «культурные традиции», «встраивание», интеграцию ценностного отношения к культурным традициям в систему отношений старшеклассника с миром. Решение данной задачи формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям связано с разрешением аспектной ценностной проблемы третьего уровня сложности. Проблема должна восприниматься как противоречие противостоящее не абстрактному человеку, а конкретно каждому, в первую очередь тебе и мне. Содержание проблемы: «Возможно ли развитие общества без сохранения культурных традиций?». В контексте данной проблемы рассматривались наряду с проблемой в целом ее отдельные аспекты, а также обсуждались вопросы, связанные с оценкой различных явлений истории и современности. Опорными темами данного этапа являлись следующие: «Революционный кризис в России в начале XX в.», «Тоталитарный режим в СССР», «Крах советской системы», «Постсоветская Россия» в курсе «История Отечества»; «Мировые войны» в курсе «Всеобщая история»; «Духовные ценности современной цивилизации» в курсе «Человек и общество». Аспектная ценностная проблема третьего уровня сложности процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям представлена системой аспектных ценностно смысловых задач третьего типа. Решение аспектных ценностно смысловых задач предполагало использование эвристической и обобщающей беседы, проблемного изложения, имитации жизненных ситуаций. В рамках содержательного блока к каждой из указанных тем была разработана система аспектных ценностно смысловых задач, отражающих содержание отдельных аспектов аспектной ценностной проблемы и проблемы 'в целом применительно к конкретным социокультурным явлениям. Для решения аспектной ценностной проблемы при изучении темы: «Тоталитарный режим в СССР» использовались материалы из семейной истории. Ученикам было дано опережающее задание, данные материалы они собирали целенаправленно в течение длительного времени, беседуя со своими пожилыми родственниками, изучая семейные архивы. |