можно построить социально-политические отношения в современном обществе. Ни одна уважающая себя нация не отвергает традиций, производя что-то новое, ведь наши новации тоже станут традициями для наших последователей, для детей и внуков...». В контрольной группе большая часть учащихся продолжала оставаться на редукционистском уровне сформированности когнитивно-оценочного компонента (88%). Число старшеклассников с аддитивистским уровнем увеличилось, по сравнению с первым срезом, на 10%, со структурно-логическим на 14%. Поуровневое распределение старшеклассников представлено в таблице 14. Таблица 14. Распределение старшеклассников но уровням сформированности когнитивно-оценочного компонента ценностного отношения к культурному наследию родного края после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента (группа) Уровни сформированности ценностного отношения к культурному наследию родного края Редукционистский (низкий) Структурно-логический (средний) Аддитивистский (высокий) Экспериментальная 73 (61%) 29 (24%) 18(15%) Контрольная 106 (88%) 10(8%) 5 (4%) Изменились показатели сформированности эмоционально-смыслового компонента ценностного отношения к культурному наследию родного края. Увеличилось число учащихся экспериментальной группы, достигших структурно-логического уровня на 12,3%, аддитивистского на 2%, уменьшилось —с редукционистским (на 14,4%) уровнем. В контрольной группе число учащихся со структурно-логическим уровнем увеличилось на 2,3%, с аддитивистским не изменилось, с редукционистским уменьшилось на 3%. Например, ответ Ольги В. свидетельствует о структурно-логическом уровне сформированности эмоционально-смыслового компонента: «Культурное наследие родного края всегда будет играть важнейшую роль в развитии нашего региона. Это его дух, его ценность, как в культурном, так и историческом смысле...»; высоким уровнем сформированности характеризуется ответ Паши Я.: «Защищая культурное 146 |
этапом, число школьников со средним уровнем увеличилось в экспериментальных классах на 10,3%, с высоким на 7,4%. Так же уменьшилось число учащихся с низким (на 17,7%) уровнем. Приведем несколько примеров, так показателем сформированности среднего уровня может служить ответ Галины В.: «В различные периоды истории человек сталкивался с проблемами, от решения которых зависела его дальнейшая судьба. Преодолеть эти проблемы ему помогали культурные традиции. Следование опыту предков, сохранение идеалов позволяли не просто выжить, но и создавать на их основе новое. Это может использоваться и в современном мире»; высокого уровня ответ Инны М.: «Культурные традиции помогали человеку освоиться в окружающем его мире, найти взаимопонимание с другими людьми. Благодаря сохранению и передаче традиций мастера XVIII могли * * построить удивительные по красоте храмы, техника возведения которых сохранялась на протяжении веков (например, Кижи), изготовить уникальные ювелирные изделия. Многие традиции сегодня забыты, но в наших силах их возродить и передать другим поколениям». В контрольных классах большая часть учащихся продолжала оставаться на низком уровне сформированности когнитивного компонента (85,2%). Число старшеклассников с низким уровнем увеличилось, по сравнению с первым срезом, на 1,4%, со средним на 1,6%. Поуровневое распределение старшеклассников представлено в таблице 15. Таблица 15. Распределение старшеклассников по уровням сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. т■ Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 46 (67,6%) 14 (20,6%) 8(11,8%) Контрольные классы 57 (85,2%) 8(11,9%) 2 (2,9%) 144 Изменились показатели сформированное™ эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям. Увеличилось число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня на 7,3%, высокого на 1,4%, уменьшилось с низким (на 8,7%) уровнем. В контрольных классах число школьников со средним уровнем увеличилось на 3,0%, с высоким — на 1,3%, с низким на 4,5%. Например, ответ Яны Л. свидетельствует о среднем уровне сформированности эмоционально оценочного компонента: «Культурные традиции играли важную роль в истории развития общества. Они помогали понять мысли и чувства другого человека, сохранить ценности, идеалы своей культуры»; высоким уровнем сформированности характеризуется ответ Миши Я.: «Благодаря культурным традициям мы можем понять что чувствовал ремесленник рассматривая созданные им изделия, какие мысли и чувства обуревали зодчего закончившего строительство собора, что испытывал отец узнав о рождении сына. Зная, как думали и чувствовали наши предки можно понять, что чувствуют наши современники». Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от особенностей сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям представлено в таблице 16. Таблица 16. Распределение старшеклассников по уровням сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 49(72,1%) 13(19,1%) 6 (8,8%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после второго этапа эксперимента исследовалось нами на культурных традиций? Какие выводы вы можете сделать из этих идей?» Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся со средним уровнем на 8,8% приведем пример ответа: «в этом стихотворении подчеркивается роль исторической памяти народа, которая * сохраняет все созданное человеком. Именно память сохраняет культурные традиции, делает возможным передачу их другим поколениям. Это стихотворение актуально и сегодня, так как опыт поколений заложенный в традициях необходим всем нам»; с высоким на 2,9% так, например, Олег М. в своем ответе отмечает: «я согласен со словами стихотворения В. Шефнера, потому что человек не знающий и непомнящий своего прошлого становится «слепым». Он теряет не только знания, накопленные его народом, но и те ценности, которые из поколения в поколение ** делали возможным существование человеческого общества каждого человека. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить культурные традиции, дать возможность нашим детям увидеть и по настоящему оценить богатства многовековой культуры своего народа». Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 11,7%. В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников со средним уровнем на 1,5%, с низким уменьшилось на 1,3%, то есть все изменения были менее значительными. * Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированности деятельностного компонента представлено в таблице 18. Таблица 18. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 48 (70,6%) 14 (20,6%) 6(8,8%) Контрольные классы 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3(4,5%) 147 |