наследие родного края, солдаты шли в атаку, преодолевая страх, голод и холод, они сохраняли прошлое, в то время бывшее настоящим; они сохраняли культурное наследие в лице материальных и духовных ценностей эпохи. Они чтили и охраняли традиции русских воинов, их непреклонность, смелость, самоотверженность. Это тоже культурное наследие, которое необходимо сберечь...» ГХоуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от особенностей сформированное™ эмоционально-смыслового компонента ценностного отношения к культурному наследию родного края представлено в таблице 15. Таблица 15. Распределение старшеклассников но уровням сформированное™ эмоционально-смыслового компонента ценностного отношения к культурному наследию родного края после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента (группа) Уровни сформированности ценностного отношения к культурному наследию родного края Редукционистский (низкий) Структурно-логический (средний) Аддитивистский (высокий) Экспериментальная 80 (66,6%) 28 (23,3%) 12(10%) Контрольная 99 (81%) 15(12,3%) 7 (5,7%) Для выявления сформированное™ мотивационно-деятельностного компонента ценностного отношения к культурному наследию родного края учащимся была предложена учебная задача: «Мезолит среднекаменный век на территории нашего края практически не изучен. Но значение его преуменьшать нельзя, поэтому рассмотрим особенности эпохи мезолита в других районах страны. Около 15 тыс. лет назад на Земле закончилось последнее оледенение, и начался послеледниковый современный период в истории Земли... После отступления ледника условия жизни человека на территории нашей страны сильно изменились... На большей части территории нашей страны простирались степи, тундра и холодные пустыни. Охотиться на мелкого зверя в этих местах было труднее. Да и добычи стало меньше. Прокормиться на одном месте боль147 |
Изменились показатели сформированное™ эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям. Увеличилось число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня на 7,3%, высокого на 1,4%, уменьшилось с низким (на 8,7%) уровнем. В контрольных классах число школьников со средним уровнем увеличилось на 3,0%, с высоким — на 1,3%, с низким на 4,5%. Например, ответ Яны Л. свидетельствует о среднем уровне сформированности эмоционально оценочного компонента: «Культурные традиции играли важную роль в истории развития общества. Они помогали понять мысли и чувства другого человека, сохранить ценности, идеалы своей культуры»; высоким уровнем сформированности характеризуется ответ Миши Я.: «Благодаря культурным традициям мы можем понять что чувствовал ремесленник рассматривая созданные им изделия, какие мысли и чувства обуревали зодчего закончившего строительство собора, что испытывал отец узнав о рождении сына. Зная, как думали и чувствовали наши предки можно понять, что чувствуют наши современники». Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от особенностей сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям представлено в таблице 16. Таблица 16. Распределение старшеклассников по уровням сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 49(72,1%) 13(19,1%) 6 (8,8%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после второго этапа эксперимента исследовалось нами на культурных традиций? Какие выводы вы можете сделать из этих идей?» Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся со средним уровнем на 8,8% приведем пример ответа: «в этом стихотворении подчеркивается роль исторической памяти народа, которая * сохраняет все созданное человеком. Именно память сохраняет культурные традиции, делает возможным передачу их другим поколениям. Это стихотворение актуально и сегодня, так как опыт поколений заложенный в традициях необходим всем нам»; с высоким на 2,9% так, например, Олег М. в своем ответе отмечает: «я согласен со словами стихотворения В. Шефнера, потому что человек не знающий и непомнящий своего прошлого становится «слепым». Он теряет не только знания, накопленные его народом, но и те ценности, которые из поколения в поколение ** делали возможным существование человеческого общества каждого человека. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить культурные традиции, дать возможность нашим детям увидеть и по настоящему оценить богатства многовековой культуры своего народа». Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 11,7%. В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников со средним уровнем на 1,5%, с низким уменьшилось на 1,3%, то есть все изменения были менее значительными. * Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированности деятельностного компонента представлено в таблице 18. Таблица 18. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 48 (70,6%) 14 (20,6%) 6(8,8%) Контрольные классы 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3(4,5%) 147 |