ной группе изменения были менее значительные. На основе полученных результатов был сделан вывод, о необходимости усилить работу по формированию полноты и системности знаний школьников о ценности «культурное наследие родного края», стимулировать осознание учащимися значимости всех аспектов ценности «культурное наследие родного края», а также уделить внимание развитию мотивационно-деятельностного компонента. Третий срез проводился после изучения тем «Наш край в XVI в. Форпост на о. Голодный», «Крестьянские движения на Нижнем Дону и Волге», «Развитие Царицына в XIX веке», «Царицын в первой трети XX века. Волга и Дон в годы гражданской войны» курса «История родного края». Его целью было подведение итогов формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы средств. С цслыо выявления сформированное™ когнитивно-оценочного компонента с каждым из учащихся экспериментальной и контрольной групп проводилась беседа по следующим вопросам: Что такое культурное наследие родного края? Какие отношения в повседневной жизни выступают как культурное наследие родного края? Почему культурное наследие родного края, можно охарактеризовать как ценность? В ходе беседы учащиеся отмечали, что «культурное наследие родного края это передаваемые из поколения в поколение отношения, способы мышления, предметы материальной культуры», «в повседневной жизни в качестве культурного наследия родного края выступают традиции региона, странички истории, которую мы чтим и которой гордимся», «культурное наследие родного края является ценностью, так как в них содержатся принципы существования общества, каждого человека». Поуровпевое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированное™ когнитивно-оценочного компонента представлено в таблице 17. Таблица 17. Распределение старшеклассников по уровням сформированное™ когии150 |
культурных традиций? Какие выводы вы можете сделать из этих идей?» Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся со средним уровнем на 8,8% приведем пример ответа: «в этом стихотворении подчеркивается роль исторической памяти народа, которая * сохраняет все созданное человеком. Именно память сохраняет культурные традиции, делает возможным передачу их другим поколениям. Это стихотворение актуально и сегодня, так как опыт поколений заложенный в традициях необходим всем нам»; с высоким на 2,9% так, например, Олег М. в своем ответе отмечает: «я согласен со словами стихотворения В. Шефнера, потому что человек не знающий и непомнящий своего прошлого становится «слепым». Он теряет не только знания, накопленные его народом, но и те ценности, которые из поколения в поколение ** делали возможным существование человеческого общества каждого человека. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить культурные традиции, дать возможность нашим детям увидеть и по настоящему оценить богатства многовековой культуры своего народа». Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 11,7%. В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников со средним уровнем на 1,5%, с низким уменьшилось на 1,3%, то есть все изменения были менее значительными. * Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированности деятельностного компонента представлено в таблице 18. Таблица 18. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 48 (70,6%) 14 (20,6%) 6(8,8%) Контрольные классы 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3(4,5%) 147 При подведении итогов второго этапа эксперимента нами было отмечено следующее. По сравнению с предыдущим этапом, больше всего увеличилось число школьников экспериментальных классов со средним уровнем. Так, число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня сформированное™ когнитивного компонента, увеличилось на 10,3%, эмоционально-оценочного на 7,3%, личностно-смыслового на 7,3%, деятельностного на 8,8%. Шесть учеников из экспериментальных классов (8,8%) были отнесены к высокому уровню сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям (в контрольных классах число таких учащихся составляло 4,5%). В целом, в контрольных классах изменения были менее значительные. На основе полученных результатов был сделан вывод, о необходимости усилить работу по формированию полноты и системности знаний школьников о ценности «культурные традиции», стимулировать осознание учащимися значимрсти всех I аспектов ценности «культурные традиции», а также уделить внимание развитию деятельностного компонента. Третий срез проводился после изучения курсов «История России», «Всеобщая историч», «Человек и общество» в конце учебного года. Его целью было подведение итогов формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы средств. С целью выявления сформированности когнитивного компонента с каждым из учащихся экспериментальных и контрольных классов проводилась беседа по следующим вопросам: Что такое культурные традиции? Какие идеалы отечественной культуры выступают в качестве культурных традиций? Почему культурные традиции можно охарактеризовать как ценность? В ходе беседы учащиеся отмечали, что «культурные традиции это передаваемые из поколения в поколение способы деятельности, идеалы, ценности культуры», « в отечественной культуре в качестве идеалов выступают ценности труда, семьи, тсрасоты», «культурные традиции являются ценностью, так как в них содержатся принципы существования общества, каждого человека. Традиции помогают человеку адаптироваться в окружающей действительности, найти взаимопонимание с другими людьми, понять и применить на практике достижения предыдущих поколений». Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированное™ когнитивного компонента представлено в таблице 19. Таблица 19. Распределение старшеклассников по уровням сформированное™ . когнитивного компонента после рефлексивно-прогностического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 43 ( 63,3%) 16(23,5%) 9(13,2%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие эмоционально-оценочного и личностно-смыслового компонентов ценностного отношения к культурным традициям исследовалось с помощью следующей учебной задачи: «Начиная с 1990-х годов, под эгидой ЮНЕСКО ежегодно проводятся международные акции по защите культурных памятников, на средства организации реставрируются многие исторические и культурные памятники. В нашей стране с середины 1990х годов создаются общественные организации, возрождающие культурные традиции народа. Как Вы полагаете, чем обусловлено особое внимание к проблеме культурных традиций в современном мире? Насколько эта проблема значима для Вас? Что тревожит и радует в связи с этим Вас лично?». Анализируя развитее эмоционально-оценочного компонента, важно отметить, что число учащихся экспериментальных классов, достигших высокого уровня увеличилось на 1,5% , например, ответ Бориса Д. «Меня радует, что в современном мире возросло внимание к проблеме сохранения культурных традиций, потому что чем больше людей будет заботиться о памятниках истории, возрождать духовные идеалы своего народа тем больше людей будут ценить труд, семью, добро, красоту, |