Таким образом, характеризуя культурное наследие с точки зрения культурных ценностей, без которых невозможно существование и развитие человечества, необходимо обратиться к проблеме ценностей вообще. Философский энциклопедический словарь ценность определяет как то, что чувства людей диктуют признать над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер) [216: 507]. Анализ исследований определения ценности в области аксиологии опирается на трактовку «ценности» В.П. Тугаринова: «Ценности суть предметы, явления природ и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а так же идей и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [210: 11.]. Ценность термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту. Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и/или задаваемые трансцендентпо содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианта, позволяющие: связывать различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок, строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или «напрямую») стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ценности позволяют простраивать сис20 |
обуславливает значимость культурных традиций как условия социального существования, развития и взаимообогащения людей. Культурные традиции одна из важнейших ценностей современного мира, обеспечивающих сохранение и развитие общества и каждого отдельного человека. Поэтому культурные традиции приобретают социальную и личностную значимость в современном мире. Характеризуя культурные традиции с точки зрения ценности, без которой невозможно существование и развитие человечества, необходимо обратиться к проблеме ценностей вообще. Ценность термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту. Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и/или задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианта, позволяющие: связывать различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок, строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или «напрямую») стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ценности позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов) [124, с.798]. В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представлены», |