темы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов) [146: 798]. В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представлены», они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов прежде всего через нормы, идеалы, значимость. Так категория «ценность» в аспекте развития и взаимодействия культур тщательно исследована в трудах известного русского социолога и философа П.А.Сорокина. «Каждая из культурных сверхсистем, — писал он, — «обладает» свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением» [201: 62.]. Но вместе с тем «...всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета), все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации» [201: 62]. |
обуславливает значимость культурных традиций как условия социального существования, развития и взаимообогащения людей. Культурные традиции одна из важнейших ценностей современного мира, обеспечивающих сохранение и развитие общества и каждого отдельного человека. Поэтому культурные традиции приобретают социальную и личностную значимость в современном мире. Характеризуя культурные традиции с точки зрения ценности, без которой невозможно существование и развитие человечества, необходимо обратиться к проблеме ценностей вообще. Ценность термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту. Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и/или задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианта, позволяющие: связывать различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок, строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или «напрямую») стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ценности позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме, конституируют процессы оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов) [124, с.798]. В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представлены», |