Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 23]

личимы, и сама ценность как значимость, и ее объект-носитель.
Представители второй точки зрения «этической»
[145: 11-28] относят к ценностям лишь высшие общественные идеалы.
С этой позиции рассматриваемые ценности, как представляется, являются уже не средством, а целью, не сущим, а должным.
С человеческими же потребностями ценности идеалы оказываются связанными лишь генетически.
Третий вариант определения сущности «ценности» непосредственно объединяет исходные основания первых двух.
В нем «ценность» понимается как значимость и идеал одновременно
[76: 188].
Таким образом, рассмотрение «ценности» сквозь призму объективного и субъективного факторов имеет свои положительные стороны, так как учитывает историчность развития человеческого общества, культуры.
Следует согласиться с позицией
Т.П.
Выжлецова, который отмечает, что субъект-объектные отношения в полной мере соответствуют пониманию «ценности» лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во втором и третьем вариантах в понимание «ценность» включают нормы (должное), цели и идеалы.
В рамках отношения
субъекта к объекту они необъяснимы, тем более что сами являются критериями подобных отношений.
Сведение «ценности» к значимости приводит к неразличению «ценности» и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет, напротив, к отрыву «ценности» от ее материального основания.
Кроме того, рассмотрение «ценности» сквозь призму субъект-объектного отношения приводит к не различению ее с оценкой, которая также понимается как «субъект-объектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней»
[38: 175].
Для данного исследования особую значимость представляет второй подход к определению сущности «ценности».
Исследователи, развивающие его (Г.П.
Выжлецов)
[50: 16-32] доказывают, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются не субъект-объектными, а межсубъектными отношениями, и в них же, в свою очередь, реализуются.
Ценности, представляют собой некие смысловые универсалии,
появившиеся в ре23
[стр. 22]

они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов прежде всего через нормы, идеалы, значимость.
Понятие «ценность» в современной философской литературе рассматривается двояко: «ценность» как единство субъективного и объективного факторов и «ценность» как воплощение преимущественно фактора субъективного в отношении к предмету, его значимости.
В рамках первого подхода существует три основных варианта определения сущностных характеристик «ценности».
Наиболее распространеннымявляется понимание «ценности» как значимости предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности [26].
В этом случае ценности выступают в своей чувственноконкретной данности как что-то значимое для индивида.
Главный недостаток такого понимания «ценности» заключается в сведении ее, по сути, к полезности как положительной значимости, т.е.
становятся, фактически неразличимы, и сама ценность как значимость, и ее объект-носитель.
Представители второй точки зрения «этической»
[121] относят к ценностям лишь высшие общественные идеалы.
С этой позиции рассматриваемые ценности, как представляется, являются уже не средством, а целью, не сущим, а должным.
С человеческими же потребностями ценности идеалы оказываются связанными лишь генетически.
Третий вариант определения сущности «ценности» непосредственно объединяет исходные основания первых двух.
В нем «ценность» понимается как значимость и идеал одновременно
[50, 188].
Таким образом, рассмотрение «ценности» сквозь призму объективного и субъективного факторов имеет свои положительные стороны, так как учитывает историчность развития человеческого общества, культуры.
Следует согласиться с позицией
Г.П.
Выжлецова, который отмечает, что субъект-объектные отношения в полной мере соответствуют пониманию «ценности» лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во втором и третьем вариантах в понимание «ценность» включают нормы (должное), цели и идеалы.
В рамках отношения


[стр.,23]

субъекта к объекту они необъяснимы, тем более что сами являются критериями подобных отношений.
Сведение «ценности» к значимости приводит к неразличению «ценности» и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет, напротив, к отрыву «ценности» от ее материального основания.
Кроме того, рассмотрение «ценности» сквозь призму субъект-объектного отношения приводит к не различению ее с оценкой, которая также понимается как «субъектобъектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней»
[26].
Для данного исследования особую значимость представляет второй подход к определению сущности «ценности».
Исследователи, развивающие его (Г.П.
Выжлецов)
[37] доказывают, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются не субъект-объектными, а межсубъектными отношениями, и в них же, в свою очередь, реализуются.
Ценности, представляют собой некие смысловые универсалии,
кристализованные в результате обобщения типичных ситуаций, фиксируют наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом.
В качестве такого субъекта выступает как отдельный человек, так и любая социальная общность: семья, социальная группа, народность, нация, государство, общество.
Такие отношения между субъектами складываются, как правило, по поводу определенных явлений, фактов, идей, событий, приобретающих в процессе оценки положительную значимость и становящихся таким образом, носителями соответствующих ценностей.
Но эта значимость субъекта-носителя является только основанием ценности как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала.
Из двоякой природы такого основания и происходит неизбежная полярность ценностных противоположностей (добро зло, красота безобразность и так далее).
Ценность поэтому несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу.
Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на

[Back]