Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 24]

зультате обобщения типичных ситуаций, фиксируют наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом.
В качестве такого субъекта выступает как отдельный человек, так и любая социальная общность: семья, социальная группа, народность, нация, государство, общество.
Такие отношения между субъектами складываются, как правило, по поводу определенных явлений, фактов, идей, событий, приобретающих в процессе оценки положительную значимость и становящихся таким образом, носителями соответствующих ценностей.
Но эта значимость субъекта-носителя является только основанием ценности как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала.
Из двоякой природы такого основания и происходит неизбежная полярность ценностных противоположностей (добро —зло, красота —безобразность и так далее).
Ценность поэтому несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу.
Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на
межсубъектные отношения, а через них и на социальную практику.
Ценности проявляются и реализуются в конкретных социальных ситуациях, в отношениях между людьми по поводу материальных объектов, фактов, событий, действий, идей и т.
д., становящихся в этих ситуациях носителями ценностей, и поэтому всегда имеют исторически-конкретное содержание.
Межсубъектные отношения являются опосредованными на соответствующих уровнях объектом носителем, его значимостью, нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Реально же любой из этих уровней может выйти на первый план в качестве самостоятельной ценности.
Любая ценность обусловлена практикой, и практика является объективным определителем ценности (Л.
Столович)
[204].
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются.
В ценностях консолидированы опыты познания людей, воплощена
[стр. 23]

субъекта к объекту они необъяснимы, тем более что сами являются критериями подобных отношений.
Сведение «ценности» к значимости приводит к неразличению «ценности» и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет, напротив, к отрыву «ценности» от ее материального основания.
Кроме того, рассмотрение «ценности» сквозь призму субъект-объектного отношения приводит к не различению ее с оценкой, которая также понимается как «субъектобъектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней» [26].
Для данного исследования особую значимость представляет второй подход к определению сущности «ценности».
Исследователи, развивающие его (Г.П.
Выжлецов) [37] доказывают, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются не субъект-объектными, а межсубъектными отношениями, и в них же, в свою очередь, реализуются.
Ценности, представляют собой некие смысловые универсалии, кристализованные в результате обобщения типичных ситуаций, фиксируют наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом.
В качестве такого субъекта выступает как отдельный человек, так и любая социальная общность: семья, социальная группа, народность, нация, государство, общество.
Такие отношения между субъектами складываются, как правило, по поводу определенных явлений, фактов, идей, событий, приобретающих в процессе оценки положительную значимость и становящихся таким образом, носителями соответствующих ценностей.
Но эта значимость субъекта-носителя является только основанием ценности как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала.
Из двоякой природы такого основания и происходит неизбежная полярность ценностных противоположностей (добро зло, красота безобразность и так далее).
Ценность поэтому несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу.
Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на


[стр.,24]

межсубъектные отношения, а через них и на социальную практику.
Ценности проявляются и реализуются в конкретных социальных ситуациях, в отношениях между людьми по поводу материальных объектов, фактов, событий, действий, идей и т.
д., становящихся в этих ситуациях носителями ценностей, и поэтому всегда имеют исторически-конкретное содержание.
Межсубъектные отношения являются опосредованными на соответствующих уровнях объектом носителем, его значимостью, нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Реально же любой из этих уровней может выйти на первый план в качестве самостоятельной ценности.
Любая ценность обусловлена практикой, и практика является объективным определителем ценности (Л.
Столович)
[176].
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются.
В ценностях консолидированы опыты познания людей, воплощена
устремленность культуры в будущее.
Ценности рассматриваются как важнейшие структурообразующие элементы культуры, придающие ей единство и целостность [163].
Особенности ценностей состоят в том, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное со *свободным выбором.
Желание, добровольный выбор связаны с чувством удовольствия, радости, душевного подъема и являются переживанием, реализацией идеала как цели.
Поэтому ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, и от самого себя, а объединяют, собирают людей в общности любого уровня.
Это и определяет основные свойства ценности, обуславливающие их роль и функции в обществе.
Во-первых, ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными.
Во-вторых, подлинные ценности невозможно отобрать силой, захватить так же, как власть и богатство.
В-третьих, общественные ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые, индивидуальные и избирательные.
Поэтому ценности личности не всегда совпадают с ценностями общества.
24

[Back]