Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 25]

ностях консолидированы опыты познания людей, воплощена устремленность культуры в будущее.
Ценности рассматриваются как важнейшие структурообразующие элементы культуры, придающие ей единство и целостность
[192].
Особенности ценностей состоят в том, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное со свободным выбором.
Желание, добровольный выбор связаны с чувством удовольствия, радости, душевного подъема и являются переживанием, реализацией идеала как цели.
Поэтому ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, и от самого себя, а объединяют, собирают людей в общности любого уровня.
Это и определяет основные свойства ценности, обуславливающие их роль и функции в обществе.
Во-первых, ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными.
Во-вторых, подлинные ценности невозможно отобрать силой, захватить так же, как власть и богатство.

Вгрстьих, общественные ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые, индивидуальные и избирательные.
Поэтому ценности личности не всегда совпадают с ценностями общества.

Сегодня проблема ценностей как целевой и содержательной доминанты образования привлекает все большее внимание педагогов.
В педагогической теории существует множество подходов к определению сущности общечеловеческих ценностей.
Так, детальный набор ценностей в рамках базового содержания (общего) образования предлагали авторы «Прогностической концепции целей и содержания образования»
[165: 49].
Более обобщенно рассматривают этот вопрос В.Л.
Караковский и А.В.Кирьякова.
С точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей в современном мире выделяются такие общечеловеческие ценности, как жизнь, человек, познание, красота, труд, Отечество
[102].
Предлагается и такой набор ценностей, как человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, Отечество, земля, мир
[101].
25
[стр. 24]

межсубъектные отношения, а через них и на социальную практику.
Ценности проявляются и реализуются в конкретных социальных ситуациях, в отношениях между людьми по поводу материальных объектов, фактов, событий, действий, идей и т.
д., становящихся в этих ситуациях носителями ценностей, и поэтому всегда имеют исторически-конкретное содержание.
Межсубъектные отношения являются опосредованными на соответствующих уровнях объектом носителем, его значимостью, нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Реально же любой из этих уровней может выйти на первый план в качестве самостоятельной ценности.
Любая ценность обусловлена практикой, и практика является объективным определителем ценности (Л.
Столович) [176].
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются.
В ценностях консолидированы опыты познания людей, воплощена устремленность культуры в будущее.
Ценности рассматриваются как важнейшие структурообразующие элементы культуры, придающие ей единство и целостность
[163].
Особенности ценностей состоят в том, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное со *свободным выбором.
Желание, добровольный выбор связаны с чувством удовольствия, радости, душевного подъема и являются переживанием, реализацией идеала как цели.
Поэтому ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, и от самого себя, а объединяют, собирают людей в общности любого уровня.
Это и определяет основные свойства ценности, обуславливающие их роль и функции в обществе.
Во-первых, ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными.
Во-вторых, подлинные ценности невозможно отобрать силой, захватить так же, как власть и богатство.

В-третьих, общественные ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые, индивидуальные и избирательные.
Поэтому ценности личности не всегда совпадают с ценностями общества.

24

[стр.,25]

Сегодня проблема ценностей как целевой и содержательной доминанты образования привлекает все большее внимание педагогов.
В педагогической теории существует множество подходов к определению сущности общечеловеческих ценностей.
Так, детальный набор ценностей в рамках базового содержания (общего) образования предлагали авторы «Прогностической концепции целей и содержания образования»
[135, с.49].
Более обобщенно рассматривают этот вопрос В.Л.
Караковский и А.В.Кирьякова.
С точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей в современном мире выделяются такие общечеловеческие ценности, как жизнь, человек, познание, красота, труд, Отечество
[72].
Предлагается и такой набор ценностей, как человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, Отечество, земля, мир
[71].
Проблема общечеловеческих ценностей как основы целей образования находит отражение и в работах зарубежных исследователей.
Так, содержательный аспект ценностей отражен в книге П.
Уайт [142, с.38].
Из всего спектра ценностей она выделяет «гражданские добродетели», подчеркивая, что образование должно брать на себя ответственность за воспитание.
В соответствующих главах автор подробно анализирует как необходимые следующие ценности: надежду и уверенность; мужество; самоуважение и самопочитание; дружбу; доверие; честность; порядочность и воспитание гражданственности.
Более подробно описывается содержание ценностей в коллективной работе группы английских исследователей [142, с.38].
Это фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности, понимаемые как интегративное качество, своеобразное отношение к миру; моральные ценности, объединяемые различением добра и зла; экологические ценности, ценности политической демократии (прежде всего гражданственность); ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни.
Авторы подчеркивают, что необходим интегральный подход к воспитанию, то

[Back]