Проблема общечеловеческих ценностей как основы целей образования находит отражение и в работах зарубежных исследователей. Так, содержательный аспект ценностей отражен в книге П. Уайт [172: 38]. Из всего спектра ценностей она выделяет «гражданские добродетели», подчеркивая, что образование должно брать на себя ответственность за воспитание. В соответствующих главах автор подробно анализирует как необходимые следующие ценности: надежду и уверенность; мужество; самоуважение и самопочитание; дружбу; доверие; честность; порядочность и воспитание граясданственности. Более подробно описывается содержание ценностей в коллективной работе группы английских исследователей [246]. Это фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности, понимаемые как интегративное качество, своеобразное отношение к миру; моральные ценности, объединяемые различением добра и зла; экологические ценности, ценности политической демократии (прежде всего гражданственность); ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни. Авторы подчеркивают, что необходим интегральный подход к воспитанию, то есть воспитание целостной всесторонне развитой личности. Данная аргументация перекликается с аналогичными проблемами российской педагогики и образования. Общечеловеческие ценности существуют как инвариантная группа, которая в любой модели воспитания приобщает к мировой культуре. «Если субъектом управления является человек, то и само управление имеет смысл и значение только тогда, когда оно осуществляется в интересах человека. Без человека и не в интересах человека никакого управления не существует, бесцелевого и бессознательного управления быть не может», отмечает в своей концепции общей теории управления М.К. Бочаров [125]. Основываясь на исследовании ЛЛ . Разбегаевой о ценностных основаниях гуманитарного образования, представляется целесообразной ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые могут составить целевую и содержательную доминанту гуманитарного образования [172: 39]. 26 |
Сегодня проблема ценностей как целевой и содержательной доминанты образования привлекает все большее внимание педагогов. В педагогической теории существует множество подходов к определению сущности общечеловеческих ценностей. Так, детальный набор ценностей в рамках базового содержания (общего) образования предлагали авторы «Прогностической концепции целей и содержания образования» [135, с.49]. Более обобщенно рассматривают этот вопрос В.Л. Караковский и А.В.Кирьякова. С точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей в современном мире выделяются такие общечеловеческие ценности, как жизнь, человек, познание, красота, труд, Отечество [72]. Предлагается и такой набор ценностей, как человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, Отечество, земля, мир [71]. Проблема общечеловеческих ценностей как основы целей образования находит отражение и в работах зарубежных исследователей. Так, содержательный аспект ценностей отражен в книге П. Уайт [142, с.38]. Из всего спектра ценностей она выделяет «гражданские добродетели», подчеркивая, что образование должно брать на себя ответственность за воспитание. В соответствующих главах автор подробно анализирует как необходимые следующие ценности: надежду и уверенность; мужество; самоуважение и самопочитание; дружбу; доверие; честность; порядочность и воспитание гражданственности. Более подробно описывается содержание ценностей в коллективной работе группы английских исследователей [142, с.38]. Это фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности, понимаемые как интегративное качество, своеобразное отношение к миру; моральные ценности, объединяемые различением добра и зла; экологические ценности, ценности политической демократии (прежде всего гражданственность); ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни. Авторы подчеркивают, что необходим интегральный подход к воспитанию, то есть воспитание целостной всесторонне развитой личности. Данная аргументация перекликается с аналогичными проблемами российской педагогики и V 4 образования. * Основываясь на исследовании Л.П. Разбегаевой о ценностных основаниях гуманитарного образования, представляется целесообразной ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые могут составить целевую и содержательную доминанту гуманитарного образования [142, с.39]. Важно отметить, что мир становится все более целостным, неотъемлемой функцией современного сознания является попытка человека вступить в диалог с I людьми иной культуры. По сути, это стремление человека составить обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Отсюда важнейшей задачей образования является построение школьниками целостной картины мира. Современная картина мира двуаспектна. С одной стороны, эта картина естественного мира, мира природы (научная картина мира). Построение научной картины мира является в основном задачей естественнонаучного образования. С другой стороны, эта картина мира культуры, мира человека (ценностная картина мира). Присвоение ценностей в пространстве гуманитарного образования предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарного знания, что обеспечивает построение ценностной картины мира [142, с.39]. Основополагающими в нашем исследовании являются универсальные гуманистические ценности. Это составляющие современной ценностной картины мира Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации [142, с.48]. Современный человек осознает себя как высшую ценность через идею ответственного субъекта, как человека действующего, как человека цивилизации. Современное культурно историческое пространство не существует для человека без единства Отечества и Мира; как ценность оно осознается через идею единства планетарной цивилизации. Современное ощущение времени нацеливает на осознание единства традиций и новаций. Нерасторжимое единство прошлого, |