Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 27]

s Важно отметить, что мир становится все более целостным, неотъемлемой функцией современного сознания является попытка человека вступить в диалог с людьми иной культуры.
По сути, это стремление человека составить обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем.
Отсюда важнейшей задачей образования является построение школьниками целостной картины мира.
Современная картина мира двуаспектна.
С одной стороны, эта картина естественного мира, мира природы (научная картина мира).
Построение научной картины мира является в основном задачей естественнонаучного образования.
С другой стороны, эта картина мира культуры, мира человека (ценностная картина мира).
Присвоение ценностей в пространстве гуманитарного образования предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарного знания, что обеспечивает построение ценностной картины мира
[172: 39].
Основополагающими в нашем исследовании являются универсальные гуманистические ценности
и социально значимые ценности.
Универсальные гуманистические ценности это
составляющее современной ценностной картины мира —Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации [172: 48].
К социально значимым ценностям Т.Н.
Логачева относит культурные традиции, так как они обеспечивают существование и функционирование общества и человека, их развитие в современных условиях.
Культурные традиции как механизм аккумуляции передачи и актуализации человеческого опыта предполагают устойчивость, функционирование форм культуры и тем самым наличие факторов, которые ее стабилизируют, обеспечивают ее воспроизводство.
То есть
культура это коллективная социальная память и проявляется она прежде всего в культурных традициях.
«Без памяти нет традиций, без личности нет народа как исторической общности» [111: 28.].
Культурные традиции это код, устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов (идеалов) поведения, ценностей.
Система традиций включает в себя социальный опыт и знания, формы сознания, особенности мотивационно ценностного отношения к миру.
Они
сохра27
[стр. 26]

есть воспитание целостной всесторонне развитой личности.
Данная аргументация перекликается с аналогичными проблемами российской педагогики и V 4 образования.
* Основываясь на исследовании Л.П.
Разбегаевой о ценностных основаниях гуманитарного образования, представляется целесообразной ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые могут составить целевую и содержательную доминанту гуманитарного образования [142, с.39].
Важно отметить, что мир становится все более целостным, неотъемлемой функцией современного сознания является попытка человека вступить в диалог с
I людьми иной культуры.
По сути, это стремление человека составить обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем.
Отсюда важнейшей задачей образования является построение школьниками целостной картины мира.
Современная картина мира двуаспектна.
С одной стороны, эта картина естественного мира, мира природы (научная картина мира).
Построение научной картины мира является в основном задачей естественнонаучного образования.
С другой стороны, эта картина мира культуры, мира человека (ценностная картина мира).
Присвоение ценностей в пространстве гуманитарного образования предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарного знания, что обеспечивает построение ценностной картины мира
[142, с.39].
Основополагающими в нашем исследовании являются универсальные гуманистические ценности.
Это
составляющие современной ценностной картины мира Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации [142, с.48].
Современный человек осознает себя как высшую ценность через идею ответственного субъекта, как человека действующего, как человека цивилизации.
Современное культурно историческое пространство не существует для человека без единства Отечества и Мира; как ценность оно осознается через идею единства планетарной цивилизации.
Современное ощущение времени нацеливает на осознание единства традиций и новаций.
Нерасторжимое единство прошлого,

[стр.,27]

настоящего и будущего, единство традиций и новаций важнейшие условия сохранения человеческой цивилизации, непреходящая универсальная ценность.
Таким образом, Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации становятся сегодня основными составляющими ценностной картины мира [142 с.47].
Исходя из выше изложенного можно говорить о культурных традициях как универсальных ценностях цивилизации передающих устойчивые, общепризнанные наиболее важные идеи для человекалюбой эпохи (В.А.Кутырев).
Культурные традиции являются социально значимыми ценностями [81], так как обеспечивают существование и функционирование общества и человека, их развитие в современных условиях.
Культурные традиции как механизм аккумуляции передачи и актуализации человеческого опыта предполагают устойчивость, функционирование форм культуры и тем самым наличие факторов, которые ее стабилизируют, обеспечивают ее воспроизводство.
То есть
так же как и культура в целом, культурная традиция это коллективная социальная память.
В основе каждой традиции лежит опыт того социального коллектива, который ею располагает и ее поддерживает, вне зависимости от того, накоплен этот опыт в течение тысячелетий или нескольких лет [209].
Культурные традиции это код, устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов (идеалов) поведения, ценностей.
Система традиций включает в себя социальный опыт и знания, формы сознания, особенности мотивационно —ценностного отношения к миру.
Они
сохраняются в сознании и деятельности людей и транслируются из поколения в поколения, развиваются и корректируются в соответствии с изменяющейся социальной обстановкой, получают новые трактовки, адекватные ей.
Исходя из того, что условием построения ценностной картины мира является также осознание личностью пространства как универсальной гуманистической ценности, современный человек все больше осознает себя одновременно гражданином отечества и планетарной цивилизации, идентифицируя себя не только" со своей национальностью, этносом, но и человечеством.
[142, с.73].
Вследствие этого

[Back]