1.2. Сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию Содержательная характеристика дефиниции «культурное наследие» позволяет нам определить сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию. Ценностное отношение как категория педагогической аксиологии представляет собой субъективное отражение объективной действительности Объектами ценностного отражения является значимые для человека предметы и явления. В философии ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления, субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, отраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, человек как носитель ценностного отношения. Присвоение личностью ценностей лежит в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского [172: 165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [48: 34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой [90: 266]. Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева). В контексте нашего исследования это означает, что отношение, в котором акцент переносится с готовых, созданных форм культуры и их носителей па 32 |
1.2. Сущностные характеристики ценностного отношения к культурным традициям. Для выявления сущностных характеристик ценностного отношения к культурным традициям необходимо определить, как происходит приобщение школьника к ценностям в образовательном процессе, как соотносятся культурные традиции и ценностные отношения. Мир ценностей превращается в особый объект активности человека, когда целью активности становится приобретение человеком определенных ценностных признаков. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими Ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном обществе. В связи с этими стремлениями индивид в ходе своего социального развития получает подлинно социальную потребность, которую A.B. Петровский назвал потребностью «быть личностью». Удовлетворение этой потребности непосредственно связано с присвоением ценностей общества. Присвоение личностью ценностей лежит в логике культурно-исторической теории JI.C. Выготского [142, с.165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [32, с.34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно г в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой [62, с.266]. В индивидуальном сознании идеальная форма существует в виде субъективных образов объективных предметов и явлений [58, с.37]. Д.Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка,:согласно которой «высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы... Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса» [217, с.29]. Источником психического развития являются заданные в социальном плане «конечные» идеальные формы, «которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы «сверху», т.е. со стороны высших и конечных форм» [44, с. 482]. В этом контексте присвоение личностью ценностей предполагает, что они как идеальная форма должны выступить не бытием, а событием тем, смысл чего состоит в его совершении и явлении (Д.Б. Эльконин) и выступить должна сама идеальность, совершенство содержания, а не просто лишь это иное содержание, т.е., идеальная форма должна находиться в отношении к реальной [217, с.29]. Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева). В контексте нашего исследования это означает, что отношение, в котором акцент переносится с готовых, созданных форм культуры и их носителей на формы явления идеального, выступает как процесс и результат присвоения школьником культурных традиций как ценности. Категория «отношение» активно используется философами, психологами, педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта и т.д. Психологами выделяются различные аспекты сущности отношений человека. Представителями деятельностного подхода (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) отношения человека изучаются в контексте его преобразующей деятельности. Деятельность ключевое понятие данного подхода определяется как особого рода отношение между человеком и миром. Представители системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), не отвергая особой роли деятельности, смещают акцент на психические явления в целом, которые по природе своей системны. Свойство человека, понимается Б.Ф. |