Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 37]

полем для ее духовно-практической деятельности.
В целом ценностное отношение
рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта.
Однако отношение значимости является более широким
понятием.
В ценностном отношении отражается ценность как феномен, как значение в широком смысле этого слова
[172: 174].
Относительно сферы применения данной категории и позиции субъекта в ценностном отношении целесообразно охарактеризовать основные направления исследования этой проблемы: универсальное, социологическое, утилитарное и антропологическое.
Универсальное направление исходит из предельно широкого понимания ценностного отношения.
Практически всякая взаимосвязь на принципах взаимной нуждаемости трактуется как ценностное отношение: «носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом»
[38: 40].
Полагаем, что данный подход целесообразен в ходе философского обоснования общих теоретических положений, но при педагогическом исследовании столь широкие границы делают данное личностное образование чрезвычайно расплывчатым.

Основная идея социологического направления заключается в обусловленности ценностного отношения социально-экономическими факторами общественного развития (В.П.
Тугаринов, О.Б.

Дробиицкий, A.A.
Ручка и др.).
Ценность неразрывно связана с ценностным отношением субъекта и понимается
в качестве значимости объекта уже не только для отдельного человека, но для общества в целом.
На этом основании отдельно выделяются ценности социалистического общества, положительные и отрицательные ценности.
В результате (оценки объекта с точки зрения его полезности) происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему ценностное отношение
[146: 356].
Ученые, работавшие в этом направлении, обосновали обусловленность содержания ценности социально-экономическими условиями, охарактеризовали основные определяющие черты ценностных отношений в отличии от просто
от37
[стр. 33]

существует неразрывно от деятельности и выражается в ней; в-четвертых, содержание отношения раскрывает особенности человека.
Поскольку объектом отношения в контексте настоящего исследования являются культурные традиции как ценность, необходимо выявить сущность * ценностного отношения, которое является результатом и процессом присвоения ценностей.
Проблемой исследования категории «ценностное отношение» в философии занимались С.Ф.
Анисимов, В.А.
Василенко, А.М.
Воронина, О.Г.
Дробницкий, М.С.
Каган, В.А.
Малахов, О.М.
Панфилов, В.П.
Тугаринов, Н.З.
Чавчавадзе; в психологии Б.С.
Братусь, Б.И.
Додонов, Д.А.
Леонтьев, В.Н.
Мясищев; в педагогике Т.В.
Бондарчук, М.Г.
Казакина, A.B.
Кирьякова, Н.В.
Коноплина, г* B.C.
Лазарев, Л.П.
Разбегаева, P.M.
Рогова, H.A.
Щуркова и др [70, 142].? Ценностное отношение является частным понятием относительно отношения вообще.
Связь между отношениями человека и его ценностными отношениями неоднозначна.
С одной стороны, и отношения и ценностные отношения имеют общую инвариантную для всех отношений структуру, а с другой, ценностные отношения обладают своими, для них одних свойственными особенностями.
Они отличаются от других отношений значимости объекта для субъекта, по своему содержанию являясь более узким понятием.
Ценностное отношение, так Ч ‘ же как и отношение значимости вообще, основывается на определенном соответствии свойств объекта субъекту.
Необходимо определить особенности именно ценностного отношения, то есть те черты, которые позволят отличить его от отношений значимости.
Ценностное отношение понимается как отношение особого рода.
С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности, являясь смысловым полем для ее духовно-практической деятельности.
В целом ценностное отношение
ш рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта.
Однако отношение значимости является более широким
33

[стр.,34]

понятием.
В ценностном отношении отражается ценность как феномен, как значение в широком смысле этого слова
[142, с.
174].
Относительно сферы применения данной категории и позиции субъекта в ценностном отношении целесообразно охарактеризовать основные направления исследования этой проблемы: универсальное, социологическое, утилитарное и антропологическое.
Универсальное направление исходит из предельно широкого понимания ценностного отношения.
Практически всякая взаимосвязь на принципах взаимной нуждаемости трактуется как ценностное отношение: «носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом»
[26, с.
40, 4].
Полагаем, что данный подход целесообразен в ходе философского обоснования общих теоретических положений, но при педагогическом исследовании столь широкие границы делают данное личностное образование чрезвычайно расплывчатым.

Основная идея социологического направления заключается в обусловленности ценностного отношения социально-экономическими факторами общественного развития (В.П.
Тугаринов, О.Б.

Дробницкий, A.A.
Ручка и др.).
Ценность неразрывно связана с ценностным отношением субъекта и понимается
ь качестве значимости объекта уже не только для отдельного человека, но для общества в целом.
На этом основании отдельно выделяются ценности социалистического общества, положительные и отрицательные ценности.
В результате (оценки объекта с точки зрения его полезности) происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему ценностное отношение
[118].
Ученые, работавшие в этом направлении, обосновали обусловленность содержания ценности социально-экономическими условиями, охарактеризовали основные определяющие черты ценностных отношений в отличии от просто
отношений значимости.
Акцентирование внимания при определении ценности на ее возможности, фактически позволило обосновывать единство идеала и нормы в ценностном отношении.
«...Заключенная возможность в предмете, поскольку

[Back]