ценности среди остальных смыслов, установить его «ценностный статус». Эмоционально-смысловой компонент. Эмоционально-смысловой компонент ценностного отношения к культурному наследию связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о культурном наследии как ценности. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоционально-чувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [102: 126]. Эмоции человека связаны с активностью сознания и потребностями человека [102: 125]. Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [168: 427]. Пережить это не значит просто испытать, а испытать особо, как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных форм исключительно полюсу знания и объекта [42]. Сами переживания не побуждают поведения личности, они выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. В познании ценности «культурные традиции» эмоции играют роль «опорной базы» [98]. Эмоциональные переживания, связанные с ценностью культурного наследия представляют собой «специфические ощущения приятного и неприятного» [42], обусловленные различными аспектами социокультурной реальности, отражающей проявления ценности «культуры». Эмоционально-смысловое отношение к ценности «культурное наследие», рассматриваемое в данном контексте, связано с эмоциональной оценкой и восприятия смысловой сущности фактов, явлений действительности, применительно к себе и социуму в различном временном пространстве (объекты эмоционально-смыслового отношения). При этом следует отметить, что эмоции способны предвосхищать ситуации и 45 |
предметен, точен и...индивидуален даже для членов одной семьи, рожденных одной матерью и выросших под одной крышей. Дом этот всегда отличается от других домов, пусть конструктивно и срублен точь-в-точь как у кого-то еще, что случалось тоже, в общем-то редко. Разница заключалась и в самой атмосфере семьи, ее нравственно-эстетическом облике, семейных привычках, традициях и характерах. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как естественно и необходимо было трудиться. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям. Знания о роли культурных традиций в обществе дополняют знания о ценности «культурные традиции», а также обобщают и объединяют содержание отдельных компонентов ценности «культурные традиции», представляя ценность «культурные традиции» как отдельный ценностный феномен. Эмоционально-оценочный компонент. Эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к культурным традициям связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о культурных традициях. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоциональночувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [73, с.126]. Эмоции человека связаны с активностью сознания и потребностями человека [73, с. 125]. Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [139, с.427]. Переживание в психологической литературе [27; 31] рассматривается как эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни, переживание всегда опосредованно наличием стремлений, желаний, которые связаны в индивидуальном сознании с процессом выбора субъектом мотивов и целей его деятельности. Пережить это не значит просто испытать, а испытать особо, как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных форм исключительно полюсу знания и объекта [31]. Сами переживания не побуждают поведения личности, они выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. В познании ценности «культурные традиции» эмоции играют роль «опорной базы» [69]. Эмоциональные переживания, связанные с ценностью «культурные традиции» представляют собой «специфические ощущения приятного и неприятного» [31], обусловленные различными аспектами социокультурной реальности, отражающей проявления ценности «культурные традиции». Эмоциональные переживания обеспечивают эмоциональное восприятие ценности «культурные традиции», «эмоциональную реакцию на нее» [115]. Непосредственная эмоциональная реакция вызывается «конкретно-чувственным рядом впечатлений» [48], обусловленным конкретным содержанием гуманитарных дисциплин. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки, адекватной ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия[22]. Эта особенность обуславливает специфику эмоциональных оценок (оценок-реакций), то есть «оценок, возникающих под воздействием определенных эмоций» [115], и определяющих эмоционально-оценочное отношение к действительности, в том числе к ценности «культурные традиции». «Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствиянеудовольствия» [31]. Эмоционально-оценочное отношение к ценности «культурные традиции», рассматриваемое в данном контексте, связано с эмоциональной оценкой фактов, явлений действительности, применительно к себе и социуму в различном временном пространстве (объекты эмоционально |