ценностных образований, видимо, качественно меняет и структуры личностио значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний. Познание личностных смыслов принципиально отлично поэтому от вербальнологических процессов, если под последними понимать достаточно отчужденные от собственного Я схемы мышления. Это есть познание значимого в себе и для себя [32]. В данном исследовании исходным являлось положение о том, что «личностьне столько законченный продукт, сколько процесс» [32]. Изменчивость, динамичность заложены и в природу смысловых структур и систем. С позиции динамики смыслообразования смысловые структуры понимаются как превращенная форма жизненных отношений субъекта [119: 13-27]. Сама эта форма определяется структурами человеческой деятельности и сознания, в функционирование которых вторгаются практические жизненные отношения, принимая форму смысловых структур. Любой структурный элемент личности тем самым включен одновременно, по меньшей мере, в два определяющих его движения: со стороны формы —в непрерывное движение структур деятельности и сознания субъекта, в его практику, в которой место и функции любого элемента отнюдь не являются неизменными, а со стороны содержания в более медленное, но вместе с тем и более гибкое движение системы отношений субъекта с миром, более или менее резкие изменения которых в течение жизни человека отражаются в более или менее адекватных изменениях системы смыслов. Динамичность личностных структур прямо вытекает из их функции сложной регуляции жизнедеятельности субъекта на фоне постоянно изменяющихся условий и ситуаций. Поэтому непрерывное изменение, развитие личности затрагивающее ее в тех или иных частностях или целиком, плавное или скачкообразное является способом ее существования [218]. В психолого-педагогической литературе предлагается различать «большую» и «малую» динамику смысловых образований. «Под «большой» динамикой развития смысловых образований понимаются процессы рождения и изме63 |
содержаний и ценностном сопоставлении их близости к собственному Я. В этом следует видеть и истоки понятия ответственности за личностные решения, поскольку в таком контексте решения о приемлемости для себя тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и «моральными» решениями. Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований, видимо, качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний. Познание личностных смыслов принципиально отлично поэтому от вербальнологических процессов, если под последними понимать достаточно отчужденные от собственного Я схемы мышления. Это есть познание значимого в себе и для себя [24]. В данном исследовании исходным являлось положение о том, что «личность не столько законченный продукт, сколько процесс» [24, с.19]. Изменчивость, динамичность заложены и в природу смысловых структур и систем. С позиции динамики смыслообразования смысловые структуры понимаются как превращенная форма жизненных отношений субъекта [94]. Сама эта форма определяется структурами человеческой деятельности и сознания, в функционирование которых вторгаются практические жизненные отношения, принимая форму смысловых структур. Любой структурный элемент личности тем самым включен одновременно, по меньшей мере, в два определяющих его движения: со стороны формы в непрерывное движение структур деятельности и сознания субъекта, в его практику, в которой место и функции любого элемента отнюдь не являются неизменными, а со стороны содержания в более медленное, но вместе с тем и более гибкое движение системы отношений субъекта с миром, более или менее резкие изменения которых в течение жизни человека отражаются в более или менее адекватных изменениях системы смыслов. Динамичность личностных структур прямо вытекает из их функции сложной регуляции жизнедеятельности субъекта на фоне постоянно изменяющихся условий и ситуаций. Поэтому непрерывное изменение, развитие личности затрагивающее ее в тех или иных частностях или целиком, плавное или скачкообразное является способом ее существования [199]. В литературе предлагается различать «большую» и «малую» динамику смысловых образований. «Под «большой» динамикой развития смысловых образований понимаются процессы рождения и изменения смысловых образований личности в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности» (К. Хорни). «Под «малой» динамикой развития смысловых образований понимаются процессы порождения и трансформации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной деятельности» [94, с.14]. В данном исследовании мы опираемся на механизмы «малой» динамики. Д.А. Леонтьев, поставив проблему перехода от структурно-функционального к динамическому анализу смысловой сферы личности и смысловой регуляции деятельности, выделил три класса смысловых процессов: смыслообразование расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур; смыслоосознание восстановление контекстов и смысловых связей, позволяющих решить задачу на смысл объекта, явления и действия; смыслостроительство содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур, в которых они преломляются. Процессы смыслообразования достаточно хорошо изучены на сегодняшний день, однако Д.А. Леонтьев несколько расширяет это традиционное понятие. Если А.Н. Леонтьев рассматривал его как процесс, протекающий в системе «мотив-цель» или «мотив-условия», O.K. Тихомиров, введя понятие операционального смысла, распространил идею смыслообразования «вниз» на систему «цель-условия», Б.С. Братусь распространил ее «вверх», на иерархические отношения между мотивами разной степени общности, то остается сделать один шаг, чтобы понять смыслообразование как глобальный процесс подключения новых объектов (явлений, теорем и т.д.) к существующей цепи или системе смысловых связей, в результате эти объекты (явления, теоремы и т.д.) приобретают новый смысл, а смысловая система распространяется на новые объекты (явления и т.д,). В результате эти новые объекты (явления и т.д.) встраиваются в систему жизненных |