Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 66]

мирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию на редукционистском уровне сформированное™.
Цель данного этапа сформировать у старшеклассников представления о структурообразующих идеях («единство традиций и новаций», «межкультурная толерантность», «единство планетарной цивилизации») культурного наследия как ценности, связей между ними.
Эвристический этап предполагает открытие и нахождение новых идей старшеклассниками в соответствии с логикой структурно-логического уровня сформированное™ ценностного отношения к культурному наследию.
Цель данного этапа заключается в «открытии» старшеклассником личностного смысла ценности «культурное наследие» через культурные ценности («единство планетарной цивилизации», «единство традиций и новаций», «межкультурная толерантность»), то есть осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного ценностного феномена, и социальной значимости ценности «культурное наследие».
Целью рефлексивно-прогностического этапа формирующего эксперимента было достижение аддитивистского уровня сформированное™ ценностного отношения к культурному наследию.
Данный этап предполагает принятие личностного смысла ценности «культурное наследие», «встраивание», интеграцию идей культурного наследия в систему отношений старшеклассника с миром.
Таким образом, процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию на всех этапах основан на разрешении старшеклассником возникающих осознанных затруднениях или проблемах, пути преодоления которых находятся самостоятельно.
В данной связи, определение сущности процесса формирования, выявление особенностей формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию, обоснование их процессуальных компонентов, позволило определить, что приоритетным педагогическим средством формирования у старшеклассников ценностного отношения к 66
[стр. 71]

потенциала гуманитарных дисциплин, нами была определена следующая этапность процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям: 1) ориентационный этап; 2) эвристический этап; 3) рефлексивно-прогностический этап.
Ориентационный этап формирующего эксперимента был направлен на формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям на низком уровне сформированное™.
На этом этапе у учащихся «образуется» личностный смысл ценности «культурные традиции» путем распространения смысла от ведущих, «ядерных» структур к частным, периферическим (в данном случае от сложившихся у старшеклассника ценностных отношений к миру, к смыслу ценности «культурные традиции»).
Эвристический этап был направлен на достижение учащимися среднего уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям.
Данный уровень предполагает «открытие» школьником личностного смысла ценности «культурные традиции», то есть осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного ценностного феномена, и социальной значимости ценности «культурные традиции».
Целью последнего этапа формирующего эксперимента — рефлексивнопрогностического было достижение высокого уровня сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям.
Данный уровень предполагает принятие личностного смысла ценности «культурные традиции», «встраивание», интеграцию ценностного отношения к культурным традициям в систему отношений старшеклассника с миром.
Для раскрытия ценностных аспектов культурных традиций в процессе обучения гуманитарным дисциплинам целесообразно использовать принцип соответствия между “осью субъекта” и “осью объекта”[70].
Необходимо реализовать возможность совместить учебную деятельность по изучению гуманитарных дисциплин (“ось субъекта”) с логикой развития и осуществления культурных

[стр.,72]

традиций в принципе (“ось объекта”).
Учебная деятельность таким образом, осуществляется в единстве трех основных процессуальных компонентов.
Вопервых это проблема, возникшая или в результате деятельности человека, или активно влияющая на нее.
Во-вторых, субъект решения данной проблемы, который осуществляет свою познавательную, духовно-практическую деятельность для ее преодоления (М.С.
Каган).
В-третьих, способы решения данной проблемы и значение (последствие) действий субъекта деятельности и культурных традиций.
Данные компоненты являлись структурообразующими для всей системы средств процесса формирования ценностного отношения культурным традициям.
Определение сущности процесса формирования, выявление особенностей формирования у старшеклассников ценностного отношения культурным
традициям, обоснование их процессуальных компонентов, позволило определить, что приоритетным педагогическим средством формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям является педагогическая ситуация, обладающая, на ряду с инвариантными признаками педагогической ситуации вообще, особенностями, которые позволяют ее назвать следующим образом проблемная ценностно-значимая педагогическая ситуация.
В педагогической науке под ситуацией понимается часть учебновоспитательного процесса или системы процессов, стимулирующих разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности взрослых (B.C.
Ильин).
Ситуация понимается как единица педагогического процесса, в котором в единстве взаимосвязей проявляется деятельность учителя, деятельность ученика, определенная сфера социокультурной действительности и специально создаваемые дидактические средства.
В качестве единицы, которая сохраняет свойства всего педагогического процесса, педагогическая ситуация рассматривается такими исследователями как Б.П.
Битинас, А.С.
Богдановой, Н.В.
Бочкиной, З.И.
Васильевой, В.И.
Загвязинским, В.В.
Краевским, Б.Т.
Лихачевым, И.А.
Редковец, В.В.
Сериковым.
Б.Т.
Лихачев считает, что эффективность педагогического процесса обусловлена теоретическим созданием «воспитателем педагогических

[стр.,122]

несколько примеров.
Артем М..: «Традиции в истории Российской цивилизации являлись теми ценностями, на которых основывалось само существование цивилизации.
При этом традиции воплощались в непосредственной деятельности каждого человека, его отношении к миру, соседям, семье.
Они связывали его с предками, делали возможным передать свои знания потомкам ».
Жанна К.: «Преемственность в культурной жизни, политике, экономике является насущной необходимостью для человека и человечества в целом.
Ведь не зря мастер Коста из Новгорода скопировал кубок другого мастера Братилы, показав тем самым не только высокий уровень развития ремесленного мастерства более позднего периода, но и продемонстрировал знание традиций исполнения, уважение к труду своего предшественника.
Мы и сейчас восхищаемся их трудом, уважаем его».
Реализацией цели второго эвристического этапа процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям являлось достижение среднего уровня сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям.
Данный уровень предполагал решение задачи направленной на «открытие» школьником личностного смысла ценности «культурные традиции», то есть осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного ценностного феномена, и общественной значимости ценности «культурные традиции» на основе осознания невозможности существования и развития человека, общества, человечества в целом вне данного ценностного контекста.
Решение данной задачи процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям было связано с разрешением аспектной ценностной проблемы второго уровня сложности следующего содержания: «Могут ли люди существовать без культурных традиций?» В контексте данной проблемы рассматривались наряду с указанной проблемой в целом ее отдельные аспекты: «Что такое культурные традиции?», «В каких сферах жизни общества культурные традиции имеют наибольшее значение?» Аспектная ценностная проблема второго этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям реализовалась через систему

[Back]