Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 70]

между изучаемыми явлениями.
В данном случае, предлагаемое педагогом
старшеклассникам содержание учебного курса «Культурное наследие родного края» полностью соответствует потенциалу человеческого мышления.
Раскрывая связи между явлениями, событиями
старшеклассник наиболее полно реализует свои интеллектуальные способности.
Когнитивная деятельность старшеклассника не ограничивается восприятием, представлением о событии.
Мышление ученика
«работает» согласно своей сущности, согласно своему предназначению [207: 70].
Аспектная взаимосвязь представляет собой такую взаимосвязь, которая является достаточно абстрактной и существенной.
Оба эти признака аспектной взаимосвязи характеризуют ее как некое знание, способное научно обосновано объяснить основные изучаемые явления.
Четко определяются линии аспектных взаимосвязей, которые должны быть изучены в процессе обучения.
Данные линии должны раскрывать главный, стержневой аспект темы.
Установив данную взаимосвязь
старшеклассник должен представить данную тему как единый концепт.
Аспектная взаимосвязь и является аспектной от того, что она раскрывает объективный и существенный
смысл идей культурного наследия.
Проблема становится значимой для ученика в процессе непосредственного отражения деятельности исторического субъекта по решению данной проблемы, особенно в ходе анализа ее результатов, их значения для дальнейшего развития человека, взаимосвязи с другими эпохами.

Осмысление такого рода деятельности отражается в переживании актуальности проблемы, что обеспечивает ее ценностную значимость.
В данном исследовании содержание компонентов ценности
«культурное наследие» раскрывалось через соответствующие им идеи, которые обуславливали деятельность исторического субъекта, его убеждения, имели значение для дальнейшего развития человека, взаимосвязи с другими эпохами.
Таким образом, выделенные в содержании
идеи культурного наследия («единство планетарной цивилизации», «единство традиций и новаций», «межкультурная толерантность») представляют собой аспектные ценностные 70
[стр. 75]

объективным, но не наоборот — “дидактическое” становится прямым или косвенным барьером для объективного.
При этом объективное понимается в единстве взаимосвязи с субъективным.
Объект не противостоит активному субъекту, но является предметом его деятельности.
Данные положения обуславливают необходимость определения таких понятий как аспектная взаимосвязь и аспектная ценностная проблема.
Если аспектная взаимосвязь является исключительно отражением противоречия, заключенного в действительности и ничего кроме этого (первый компонент), то аспектная ценностная проблема дополняет это противоречие необходимым дидактическим обеспечением, которое позволяет использовать проблему в определенном классе на определенном уровне освоения материала, при определенной позиции ученика как субъекта ценностного отношения к культурным традициям (второй компонент).
Понятие аспектная проблема разрабатывалось с 1980-х гг.
Ее общий смысл состоит в рассмотрении не отдельных фрагментов учебных предметов, а выявление их целостных единиц, на основании достоверных научных исследований.
Целесообразно использовать выделение значимых научных аспектов содержания темы для раскрытия основных связей между изучаемыми явлениями.
В данном случае предлагаемое педагогом
содержание полностью соответствует потенциалу человеческого мышления.
Раскрывая связи между явлениями, событиями
ученик наиболее полно реализовывает свои интеллектуальные способности.
Познавательная деятельность не ограничивается восприятием, представлением о событии.
Мышление ученика
“работает” согласно своей сущности,согласно своему предназначению [181, 70].
Аспектная взаимосвязь представляет собой такую взаимосвязь, которая является достаточно абстрактной и существенной.
Оба эти признака аспектной взаимосвязи характеризуют ее как некое знание, способное научно обосновано объяснить основные изучаемые явления.
Четко определяются линии аспектных взаимосвязей, которые должны быть изучены в процессе обучения.
Данные линии должны, раскрывать главный, стержневой аспект темы.
Установив данную взаимосвязь
в ходе решения аспектной задачи ценностно-смыслового характера, ученик должен

[стр.,76]

представить данную тему как единый концепт.
Аспектная взаимосвязь и является аспектной оттого, что она раскрывает объективный и существенный
аспект действительности.
Таким образом, отбор содержания начинается с выделения ключевых идей и взаимосвязей между явлениями.
Проблема становится значимой для ученика в процессе непосредственного отражения деятельности исторического субъекта по решению данной проблемы, особенно в ходе анализа ее результатов, их значения для дальнейшего развития человека, взаимосвязи с другими эпохами.

Переживание актуальности проблемы обеспечивает ее ценностную значимость.
Актуальность понимается как взаимодействие на внутренний мир человека, на его практическую преобразующую деятельность.
Чем более понятней и драматичней воздействие, тем актуальней проблема.
Переживание как категория достаточно условна, нет четких очертаний данного понятия, переживание вместе с тем активно используется в педагогике.
В данном случае под переживанием целесообразно понимать такой психический процесс, который представляет собой единство эмоционального восприятия, личностной значимости того или иного объекта и интеллектуальных усилий.
М.К.
Мамардашвили отмечал, что в переживаниях “мы присутствуем как ангажированные и рискующие собой...
Этот путь ведет нас в самих себя” [70].
Противопоставление себя проблеме с одновременным осознанием себя рискующим и сопричастным тому, что происходит в мире hic et nunc (здесь и сейчас) подсказывает человеку Необходимость дополнить гносеологический аспект изучения проблемы аспектом аксиологическим.
Именно поэтому аспектная проблема рассматривается в тесной взаимосвязи с ангажирующей себя личностью, т.е.
с субъектом, который рискует решить проблему и берет на себя за это ответственность.
В данном исследовании содержание компонентов ценности
«культурные традиции» раскрывалось через соответствующие им идеи, которые обуславливали деятельность исторического субъекта, его убеждения, имели значение для дальнейшего развития человека, взаимосвязи с другими эпохами.
Таким образом, выделенные в содержании
культурных традиций идеи представляют собой

[Back]