ко-культурный феномен, осознать место ценности культурное наследие в системе человеческих ценностей. Необходимо отметить учебник Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» [189], как осмысливающий процесс истории концептуально и проблемно. Данный учебник осмысливает ход российской истории с точки зрения цивилизационного подхода и рассматривает Россию как особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся ко всем существующим типам цивилизаций; автор осмысливает процесс самоидентификации российского общества, его особенности и место в мировом сообществе; влияния норм, ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции Европы и мусульманского Востока. Дается анализ основных этапов роста общественного самосознания в стране: от языческого родоплеменного к христианскому, православному, национальному и имперскому и далее, к современному, цивилизационному и глобальному, космическому. История российской цивилизации рассматривается как материал для творческого развития самосознания учащихся и осмысления ими перспектив истории страны. В учебнике отражены ценностные ориентиры отечественной культуры, среди которых особое внимание уделяется ценностям культурных традиций, . межэтнической и религиозной толерантности, единства традиций и новаций как компонентов культурного наследия. Предлагается не только характеристика данных ценностей, но прослеживается их трансформация в различные исторические эпохи. В целом, содержание текстового компонента, подбор документов, система вопросов и заданий в учебнике Семенниковой Л.И. ориентированы на развитие интереса старшеклассников к истории, развитие личностного отношения к позитивным и негативным ее моментам. Все же следует заметить недостаточную ориентацию учебника на формирование у старшеклассников мотивационно-деятельностного компонента ценностного отношения к культурному наследию, направленного на развитие различного рода умений. Курс «Всеобщая история» в старших классах призван сформировать у учащихся представление о единстве и многообразии исторического процесса, 90 |
русского народа, о его патриотических, трудовых традициях. Так, например, в учебнике В.П. Островского и А.И. Уткина немаловажное внимание уделяется характеристике традиций различных слоев общества (воинским, трудовым). Учебники содержат документальный материал, дополняющий положения основного текста. На основе документального материала раскрываются национальные традиции и особенности русского народа, отношение к ним представителей западной цивилизации [127]. Комплексы вопросов и заданий учебников ориентированы на формирование у школьников, большей частью, «констатирующих» оценок. Выработке и обоснованию эмоционально-оценочного отношения к культурным традициям посвящено менее 1%вопросов и заданий. Особое внимание обращает на себя учебник Ионова И.Н. "Российская цивилизация, 1Х-начало XX в." (М.,2003). Данный учебник осмысливает ход российской истории с точки зрения влияния норм, ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции Европы и мусульманского Востока.Большое значение уделяется культурному диалогу славянских и тюркских культур, заложившему основу развития многонационального государства. Дается анализ основных этапов роста общественного самосознания в стране: от языческого родоплеменного к христианскому, православному, национольному и имперскому и далее, к современному, цивилизационному и глобальному, космическому. История российской цивилизации рассматривается как материал для творческого развития самосознания учащихся и осмысления ими перспектив истории страны. В учебнике представлены ценностные ориентации отечественной культуры, среди которых особое внимание уделяется ценностям. труда, семьи, добра и краСоты как компонентов культурных традиций. Предлагается не только характеристика данных ценностей, но прослеживается их трансформация в различные исторические эпохи, подчеркивается роль семьи, труда, представлений о прекрасном, добре в жизни каждого человека и всей страны. В целом, содержание текстового компонента, подбор документов, система вопросов и заданий в учебнике Ионова И.Н. ориентирован на формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям. Данный учебник использовался в качестве базового при проведении формирующего эксперимента. Курс «Всеобщая история» в старших классах призван сформировать у учащихся представление о единстве и многообразии исторического процесса, взаимовлияния человеческих общностей, культур. Среди учебников по данному курсу наиболее используемым в массовой школе является учебное пособие В.М. Хачатуряна «История мировых цивилизаций» (М., 2002). Текстовые компоненты данного учебного пособия позволяют создать у учащихся представление о ценностных системах различных социокультурных общностей в разные исторические эпохи, о / роли семьи, труда. Однако, на наш взгляд, материал не в достаточной мере осмысливается в контексте вопроса о взаимовлиянии, преемственности культур различных цивилизаций, особенностях становления и развития культурных традиций, отношения к ним в различные исторические эпохи. Комплекс вопросов и заданий в большей степени ориентирован на репродуктивное воспроизведение информации, на формирование констатирующих оценок. Менее 1% вопросов и заданий ориентированно на выработку эмоционально —оценочного отношения к изучаемым явлениям. Наряду с историческим, составляющей школьного гуманитарного образования является обществоведческое. Курс обществознания предполагает возможность более обобщенного рассмотрения проблемы применительно, прежде всего, к современному этапу развития цивилизации. В рамках данного курса рассматриваются понятия ценности и неценности, традиций и новаций, этических норм и морали. Данный курс способствует пониманию и осмыслению современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. В Х-Х1 классах данный курс может быть представлен в виде модульных курсов по обществознанию, либо в виде единого интегративного курса («Введение в обществознание», «Человек и общество» и т.п.). Наиболее используемым в массовой школе является учебное пособие по |