Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 36]

агрессивности среды, с материально-техническими и психологическими трудностями внедрения нового, с завоеванием статуса в педагогическом сообществе.
Создание, внедрение и принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения, а также
креативности.
В основе инновационного поведения лежат идеал и ценности совершенства, реализуемые в условиях педагогической практики.
Сама эта сущность нового и идеального требует отчуждения от части своего поведения, требует согласия на изменения представлений о себе.
В новой логике ведущим является зачастую болезненное рассогласование с самим собой и его трудное преодоление на основе рефлексивных процессов.

Можно назвать три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации это: понимание, рефлексия и личностная подготовленность».
Проблематизация собственной деятельности с целью её изменения (понимание) и умение её изменить, предварительно осознав собственные социальные, коммуникативные, экономические и прочие установки и предубеждения (рефлексия), это обязательные условия для того, чтобы «помыслить иную педагогическую реальность» [213].
Но поскольку освоение новой технологии, как отмечает М.В.
Кларин, это не столько интеллектуальное принятие и дидактическая проработка, сколько личностное оценивание и интерпретация, то именно личностная подготовленность к использованию нововведений в учебном процессе и становится главным тормозом внедрения новых технологий
[87].
Следует отметить тот факт, что внедрение технологий позволяет не только повысить качество преподавания, но и сформировать культуру интеллектуального труда студентов и их самостоятельность; усилить активность обучаемых; изменить ценностные ориентации и мотивационные установки как учащихся, так и преподавателей.
Все личностно-ориентированные технологии базируются на
синергетичеком постулате о самоорганизации человеческого сознания.
36
[стр. 31]

событиями деятельности.
Включение в деятельность требует от субъекта расчета сил на весь период деятельности, особенно на непредвиденные трудности, неожиданности и т.д.
Личности как субъекту деятельности свойственны и такие особые индивидуальные способности, как способность к организации времени, к программированию своей будущей деятельности, предвидению еѐ событий, способность устанавливать для себя режимы активности и пассивности, ритмы работы и жизнедеятельности.
А.И.
Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций – это его деятельное самосознание, то есть понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования.
Автор представляет субъектность как единство целеполагания и целеосуществления в одном лице.
Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения.
Его отличают желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности.
Одновременно субъект есть носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, партнѐр в межсубъектных отношениях » [24].
Такому пониманию субъекта А.И.
Пригожин противопоставляет зависимого исполнителя («приказчика»), получающего свою компетентность от других и реализующего его еѐ в заданном объеме и режиме.
Инновационная деятельность всегда связана с необходимостью изменения социальной среды.
Люди оказываются перед необходимостью переоценить свои требования к жизни, поменять взгляд на многие вещи и на самого себя, принять новые межличностные и социальные отношения.
Установление новых социальных связей сопряжено с преодолением агрессивности среды, с материально-техническими и психологическими трудностями внедрения нового, с завоеванием статуса в педагогическом сообществе.
Мотивы, стремления и ценностные ориентации новаторов наталкиваются на серьѐзные препятствия и барьеры, поскольку от людей требуется смена установок, способность реагировать на изменение ситуации.
Такую ситуацию нельзя решить через предметно-практическую или познавательную деятельность: выход из неѐ возможен только через особую форму внутренней деятельности по перестройке субъективного отношения к происходящему, надо не только переосмыслить, но и «переболеть», «пережить» кризис жизненных и профессиональных целей.
Это сложная внутренняя работа на основе многоуровневой рефлексии, имеющая индивидуальные особенности и индивидуальные границы.
Создание, внедрение и принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального и нравственного напряжения, а также
педагогической креативности.
В основе инновационного поведения лежат идеал и ценности совершенства, реализуемые в условиях педагогической практики.
Сама эта сущность нового и идеального требует отчуждения от части своего поведения, требует согласия на изменения представлений о себе.
В новой логике ведущим является зачастую болезненное рассогласование с самим собой и его трудное преодоление на основе рефлексивных процессов.

Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что педагог всегда творит на живом «человеческом материале», воплощение его замыслов

[стр.,32]

связано с общением с людьми.
Это выдвигает на первый план этический аспект педагогического творчества, тесно связанный с мотивационным.
В.Д.
Шадриков совершенно справедливо отмечает, что именно в педагогической деятельности наиболее отчѐтливо видна связь мотивации, этики и способов действия.
Подчѐркивая «творческость» педагогической деятельности, Н.Ю.
Посталюк выделяет две подструктуры творческого стиля деятельности: стилеобразующую и мотивационную.
К системообразующим особенностям творческого стиля деятельности учителя относятся следующие качества: способность к видению проблем, самостоятельность суждений, оригинальность мышления, лѐгкость ассоциирования, антиконформизм мышления, лѐгкость генерирования идей, критичность мышления, способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, готовность памяти.
Личностными коррелятами творческого стиля деятельности Н.Ю.
Посталюк считает особенности эмоционально-волевой сферы личности: способность концентрировать творческие усилия, упорство, склонность к разумному риску, смелость и независимость в суждениях, оптимизм, высокий уровень самооценки, стремление и потребность внедрять новое и др.
Автор выделяет условия и факторы развития творческого стиля деятельности: проблематизация содержания образования, рефлексивная позиция преподавателя и студента в учебном процессе, диалог как форма осуществления субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе, основанном на межличностном, а не на ролевом взаимодействии [25].
Внедрение новых идей науки и перевод учебных заведений в новое качественное состояние, на наш взгляд, зависит от освоения новых образовательных технологий педагогами и от работы по переподготовке преподавателей.
Судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования» (А.О.
Зоткин).
На наш взгляд, есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновацииэто: понимание, рефлексия и личностная подготовленность » [26].
Проблематизация собственной деятельности с целью еѐ изменения (понимание) и умение еѐ изменить, предварительно осознав собственные социальные, коммуникативные, экономические и прочие установки и предубеждения (рефлексия), это обязательные условия для того, чтобы «помыслить иную педагогическую реальность» (Г.П.
Щедровицкий).
Но поскольку освоение новой технологии, как отмечает М.В.
Кларин, это не столько интеллектуальное принятие и дидактическая проработка, сколько личностное оценивание и интерпретация, то именно личностная подготовленность к использованию нововведений в учебном процессе и становится главным тормозом внедрения новых технологий.

Л.С.
Подымова и В.А.
Сластенин подробно рассматривают понятие «личностная подготовленность преподавателя к нововведениям» и считают его системообразующим и креативным фактором профессиональнотехнологической культуры преподавателя.
В понятие «личностная подготовленность» эти авторы включают опыт участия в групповом взаимодействии паритетного типа (то есть умения и навыки диалогового общения) и творческую активность » [27].
Кроме этих компонентов, в

[стр.,34]

Студент как субъект инноваций.
Анализ литературы и наш собственный опыт показывают, что внедрение технологий позволяет не только повысить качество преподавания, но и сформировать культуру интеллектуального труда студентов и их самостоятельность; усилить активность обучаемых; изменить ценностные ориентации и мотивационные установки как студентов, так и преподавателей.
Все личностно-ориентированные технологии базируются на
синергетическом постулате о самоорганизации человеческого сознания.
Именно эти технологии способны создать условия для пробуждения этого сознания, указать ориентиры личностного потенциала самоорганизации.
Так, например, в работах модульных технологов (П.
Юцявичене, М.А.
Чошанов, Т.И.
Шамова, П.И.
Третьяков и др.) прямо сказано о том, что модульное построение учебного курса побуждает самостоятельно изучать данную науку, позволяет осмысливать свои переживания и эмоции, строить индивидуальную картину мира.
Следствием такого образовательного процесса является развертывание становления субъектности студента [28].
В нашем понимании инновационность в образовании означает реализацию трѐх целевых установок в комплексе: формирование специальных (математических, филологических, исторических и под.) знаний, умений и навыков; формирование профессионального мировоззрения; формирование личности студента средствами обучения (математике, химии, языку и т.д.).
Проблема студента как субъекта учебной деятельности исследовалась в научных школах Б.Г.
Ананьева, М.М.
Бахтина, Ю.Н.
Кулюткина, а также в работах Н.П.
Грековой, А.А.
Реана, В.А.
Сластенина, Е.И.
Степановой и др.
С позиции личностно-ориентированного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия.
Только с этих позиций и можно относиться к студенту как партнеру педагогического общения, как самобытной и интересной для преподавателя личности.
В соответствии с концепцией Б.Г.
Ананьева и его учеников студенческий возраст это время сложнейшего структурирования интеллекта.
Мнемологическое ядро интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием "оптимумов" то одной, то другой из входящих в это ядро функций.
Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и запоминание и структурирование в памяти студента учебного материала, его сохранения и целенаправленную актуализацию при решении проблемных задач.
Отсюда вытекает особенность организации учебного процесса: преподаватель должен активизировать познавательную активность студентов, сопровождая ее организацией запоминания и воспроизведения учебной информации, то есть обеспечить постоянный, текущий контроль усвоения знаний.
Учебная деятельность студента определяется прежде всего мотивационной сферой его личности.
Исходя из современных представлений психологов о мотивации, под мотивационной сферой личности мы понимаем совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности, а мотив определяем как внутреннее побуждение

[Back]