Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 97]

восприятии одного только словесного текста мозг и глаз работают в сукцессивном режиме, при восприятии чертежей, схем, таблиц, рисунков — в симультанном режиме.
Эволюция создала зрительный анализатор для быстрого симультанного восприятия огромных массивов информации и быстрого принятия решения.
Работа глаза в сукцессивном режиме при чтении линейного текста
это принудительная и неэффективная работа, обусловленная развитием цивилизации, при таком режиме огромные резервы человеческого интеллекта не используются.
Человеческий мозг ориентирован, таким образом, на визуальное восприятие, и люди быстрее и качественнее анализируют информацию при рассмотрении графических образов.

Представление одной и той же информации и в тестовой, и в графической форме обеспечивает более высокую скорость понимания этой информации и более глубокое ее усвоение, так как сукцессивный режим чтения текста чередуется с симультанным режимом восприятия схем, таблиц, рисунков.
Когнитивная графика новая проблемная область искусственного интеллекта.
Она появилась в начале 80-х годов в связи с проблемами представления информации в суперЭВМ.
При использовании одномерной буквенно-цифровой формы представления информации исследование сложных объектов и систем с помощью ЭВМ превращается в тупиковое направление информатики: машины производят слишком много цифр для того, чтобы их можно было осмыслить и понять.
Визуализация, трансформируя тела в компьютерные картинки, дает возможность наблюдать и взаимодействовать, а также манипулировать данными, порождаемыми компьютером.
Вот почему компьютерная и некомпьютерная графика в настоящее время является важнейшим элементом новых развивающих технологий.
Опыт последних лет показал, что компьютеризированное обучение в целом (а не только компьютерная графика) существенно повышает уровень обучения и развития учащихся.
Конечно, машина никогда не сможет заменить преподавателя в полноценном учебном процессе,
поскольку 97
[стр. 66]

конспекты, рисунки, таблицы и другие графические образы, дополняющие вербальную информацию.
Конструирование учебных элементов в в большинстве развивающих технологий опирается, таким образом, на принцип когнитивной визуализации, согласно которому визуализация выполняет не только иллюстративную функцию, но и способствует интеллектуальному процессу получения знания.
В традиционных обучающих системах наблюдается «левополушарный» крен, то есть преобладание символического механизма мышления.
А между тем именно разумное сочетание двух способов представления информации (в виде последовательности символов и в виде картин-образов), умение соотносить оба способа представления друг с другом и обеспечивает активизацию познавательных процессов.
Но сделать это надо не за счет количества времени обучения и трудозатрат, а за счет кардинального улучшения качества образовательных услуг, в том числе за счет улучшения качества учебных материалов и увеличения их понимаемости.
Что такое понимаемость? В психологии программирования понимаемость программы определяют как «свойство программы минимизировать интеллектуальные усилия, необходимые для ее понимания» [27].
Следовательно, понимаемость учебного материала это свойство данного материала минимизировать интеллектуальные усилия, необходимые для его понимания.
Таким образом, чтобы повысить продуктивность обучаемых, нужно улучшить эргономическое качество учебного материала.
В.
Паронджанов предлагает правило эргономизации: чтобы улучшить понимаемость учебной информации, необходимо изменить форму представления знаний таким образом, чтобы выразить заданное содержание с помощью оптимального сочетания словесного текста, формул, схем, чертежей [28].
Этому правилу есть объяснение в науке.
С позиций нейробиологии наши глаз и мозг могут работать в двух режимах: симультанном (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (медленный прием детальной информации с помощью центрального зрения).
Сочетание режимов и создает оптимальность приспособительного эффекта [29].
При восприятии одного только словесного текста мозг и глаз работают в сукцессивном режиме, при восприятии чертежей, схем, таблиц, рисунковв симультанном режиме.
Эволюция создала зрительный анализатор для быстрого симультанного восприятия огромных массивов информации и быстрого принятия решения.
Работа глаза в сукцессивном режиме при чтении линейного текста
это принудительная и неэффективная работа, обусловленная развитием цивилизации, при таком режиме огромные резервы человеческого интеллекта не используются.
Человеческий мозг ориентирован, таким образом, на визуальное восприятие, и люди быстрее и качественнее анализируют информацию при рассмотрении графических образов.

Вот почему в модульном обучении в качестве доминантного мы признаем главный принцип обучения И.
Песталоцци – принцип наглядности, который в наши дни чаще называют «процессом визуализации знаний».
Представление одной и той же информации

[стр.,67]

и в тестовой, и в графической форме обеспечивает более высокую скорость понимания этой информации и более глубокое ее усвоение, так как сукцессивный режим чтения текста чередуется с симультанным режимом восприятия схем, таблиц, рисунков.
Это объясняет, почему когнитивнографическое конструирование учебных элементов мы считаем ядром техники модулирования Когнитивная графика – новая проблемная область искусственного интеллекта.
Как отмечает А.А.
Зенкин, она появилась в начале 80-х годов в связи с проблемами представления информации в супер-ЭВМ.
При использовании одномерной буквенно-цифровой формы представления информации исследование сложных объектов и систем с помощью ЭВМ превращается в тупиковое направление информатики: машины производят слишком много цифр для того, чтобы их можно было осмыслить и понять.
Визуализация, трансформируя тела в компьютерные картинки, дает возможность наблюдать и взаимодействовать, а также манипулировать данными, порождаемыми компьютером.
Вот почему компьютерная и некомпьютерная графика в настоящее время является важнейшим элементом новых развивающих технологий.
Опыт последних лет показал, что компьютеризированное обучение в целом (а не только компьютерная графика) существенно повышает уровень обучения и развития учащихся.
Конечно, машина никогда не сможет заменить преподавателя в полноценном учебном процессе
в вузе, поскольку формирование личности студента не может осуществляться без межличностного общения и без влияния педагога.
Но компьютер позволяет: разгрузить преподавателя от трудоемких и рутинных операций по представлению учебной информации и контроля знаний; обеспечить накопление передового учебно-методического опыта; создать возможность диалогового обучения для каждого ученика и адаптации процесса обучения к его индивидуальным особенностям.
Как видим, современные развивающие технологии обучения базируются на объективных психолого-педагогических закономерностях усвоения знаний, умений и навыков, а ее методы и организационные формы обучения зависят от особенностей субъектов учебной деятельности.
Как отмечает Н.Ф.
Талызина, технология обучения призвана «разработанные в дидактике принципы и методы преломить через специфику предмета и специфику контингента учащихся» и обеспечить гарантированное достижение поставленных учебных целей в реальном процессе обучения [7].
Технологии, использующие методы проблемного обучения, приемы когнитивной визуализации, укрупнение дидактических единиц, активные групповые методы обучения и компьютеризированные технические средства развивают как абстрактно-логическое, так и образное мышление учащихся, их творческие способности.
Место технологии в структуре процесса обучения и взаимодействие основных ее составляющих можно проиллюстрировать следующим рисунком (см.
рис.
10.).

[Back]