150 наработанные в имеющих многолетнюю историю семинарах Г.П. Щедровицкого. Есть несколько результатов организационно-деятельностной игры: решение задачи предложенной заказчиком; развитие коллектива, организации (если в игре участвуют люди из определённого коллектива); индивидуальный результат (изменение в мышлении, отношениях, ценностях, знаниях участников); развитие теории игры или предмета игры (последнее исследовательский аспект ОДИ). В классической организационнодеятельностной игре последнему результату придаётся особое значение, причём теоретическая рефлексия по поводу игры продолжается и за её пределами. Очевидно, что организационно-деятельностные игры могут быть направлены на различные цели, в том числе применяться как средство и метод внедрения организационных нововведении. Идея важности групповой проблемной работы по более или менее строгим технологиям. Идея необходимости анализа, рефлексии хода и смысла такой работы. Задача изменения мышления участников «игры». Полезность графического языка, графических схем для общего понимания хода и смысла групповой проблемной работы. Напрямую на психологические результаты направлена другая форма личностно-ориентированного обучения социально-психологический тренинг (СПТ). социально (СПТ) обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Он представляет собой практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. СПТ успешно используется как один из методов обучения, который в последнее время находит широкое применение в |
Тот, кто участвовал в различных многодневных играх, должен сейчас остановить меня и сказать, что названные этапы неспецифичны для ОДИ похожий порядок работы и в других играх. Специфика ОДИ всё-таки есть. Она состоит в том, что подготовку и ход игры сопровождает постоянная так называемая методологическая работа. Она заключается в осмыслении организаторами по определённым правилам и в определённых графических формах деятельности игровых групп и игры в целом. При этом используются такие приёмы и понятия, как «мыслекоммуникация», «мыследействование», «полилог», некоторые другие наработанные в имеющих многолетнюю историю семинарах Г.П. Щедровицкого. Есть несколько результатов организационно-деятельностной игры: решение задачи предложенной заказчиком; развитие коллектива, организации (если в игре участвуют люди из определённого коллектива); индивидуальный результат (изменение в мышлении, отношениях, ценностях, знаниях участников); развитие теории игры или предмета игры (последнее исследовательский аспект ОДИ). В классической организационнодеятельностной игре последнему результату придаётся особое значение, причём теоретическая рефлексия по поводу игры продолжается и за её пределами. Пожалуй, читателю уже очевидно, что организационно-деятельностные игры могут быть направлены на различные цели, в том числе применяться как средство и метод внедрения организационных нововведений. Всё что выше сказано про ОДИ относится к началу девяностых годов. За прошедшие с тех пор 15 лет много чего произошло. Ушёл из жизни выдающийся отечественный философ, идеолог ОДИ, Георгий Петрович Щедровицкий. В рыночных условиях желающих платить за многодневные программы с таким «эфемерным» результатом как инновационное мышление заметно убавилось. «Щедровитяне» (более широкое название методологическое движение) в той или иной мере вписались в социальные процессы. (Тот же сын ГП, как называли окружающие Щедровицкого, Пётр Щедровицкий успешно консультировал программ С.А.Кириенко по Поволжскому округу). Под крылом одного из щедровитян Ю.Громыко, проводившего в 1987-89 годах игры по проблемам образования в Эстонии, Москве и Московской области существует и развивается общеобразовательная школа, в которой последовательно пытаются развивать методологическое, в духе семинара Г.П.Щедровицкого, мышление школьников. Но ОДИ в своём классическом виде реализуется, пожалуй, теперь редко. Что же из организационно-деловых игр «осело» в культуре? В основном неспецифичное. Идея важности групповой проблемной работы по более-менее строгим технологиям. Идея необходимости анализа, рефлексии хода и смысла такой работы. Задача изменения мышления участников «игры». Полезность графического языка, графических схем для общего понимания хода и смысла групповой проблемной работы. Может быть и всё. По мотивам организационно-деятельностных игр появились и другие разнообразные модели деловых личностно-ориентированных игр. В педагогическом инноваторском обучении популярны, в частности, так называемые продуктивные игры, в которых придаётся особое значение разработке нововведенческих проектов. Один из базовых вариантов такой продуктивной игры создан краснодарским педагогом В. П. Бёдерхановой. |