Проверяемый текст
Благих Иван Алексеевич. Государственное регулирование всероссийского рынка, 30-е гг. ХIХ - 30-е гг. ХХ столетия (Диссертация 2002)
[стр. 35]

промышленности).
Предприятия, чья продукция облагалась акцизом ведал Департамент неокладных сборов Министерства финансов.

Железными дорогами с сопутствующей инфраструктурой (строительство мостов, разъездных путей, железнодорожных пакгаузов, вокзалов и так далее) ведало Министерство путей сообщения (с 1865 года).
Министерство ведало также коммерческим флотом и портами, шоссейными, грунтовыми дорогами, мостами через реки и речным судоходством.
Кроме того, Военное и Морское Министерства имели в прямом подчинении обширную сеть предприятий черной металлургии и металлообработки, судостроительных верфей, машиностроительных заводов, цементных, кирпичных, деревообрабатывающих, парусиновых, канатных, швейных заводов (фабрик) с сопутствующими предприятиями смежниками, подрядчиками, арендаторами, ремонтной базой (часто не имеющей прямого подчинения указанным Министерствам).
Министерство внутренних дел являлось главным территориальным органом управления по государственному регулированию
предпринимательской деятельности на местах.
Губернаторы, вицегубернаторы и даже генерал-губернаторы числились проходящими службу по линии Министерства внутренних дел.
На МВД были возложены не только функции разрешительно-полицейского и фискально-надзорного контроля за выдачей патентов на тот или иной вид деятельности, сбору оброков и податей, но и по благоустройству сельской и городской жизни.
В Ведомство МВД входил Департамент земледелия и сельской промышленности (с 1894 года отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики), Ветеринарное управление, Главное управление
коннозаводства (с 1881 годасамостоятельная структура).
Из ведомства
МВД в течение 1861-1917 годов постепенно передавалось множество функций в ходе реформ по формированию земского самоуправления, городских дум и, в конечном итоге, Комитетам и комиссиям Государственной думы.
[154] 35
[стр. 158]

158 ленности).
Предприятиями, чья продукция облагалась акцизом ведал Департамент неокладных сборов Министерства финансов.

Кроме того.
Военное Министерство и Морское Министерство имели в прямом подчинении обширную сеть предприятий черной металлургии и металлообработки, судостроительных верфей, машиностроительных заводов, цементных, кирпичных, деревообрабатывающих, парусиновых, канатных, швейных заводов (фабрик) с сопутствующей им инфраструктурой и ремонтной базой.
Казенными железными дорогами, строительством мостов, разъездных путей, железнодорожных пакгаузов, вокзалов и т.д.
ведало Министерство путей сообщения (с 1865 года).

В ведение данного Министерства были переданы морские и речные порты, освободившиеся с ликвидацией парусного флота.
Министерство осуществляло контроль за состоянием шоссейных дорог и т.д.
Может сложится впечатление, что главным координатором слаженной работы всех Министерств выступило Министерство финансов.
Но это не так.
Если подробнее рассмотреть механизм взаимодействия Департаментов, входящих в состав всех министерств, то представляется следующая картина.
Каждый Департамент был своего рода налоговым округом или, лучше сказать, «миниминистерством финансов».
Получая закрепленные за ним оброчные и податные статьи, он производил роспись расходов, а «свободный» излишек переводил в Министерство финансов или Казначейство, действующее с 1821 года на правах Департамента Министерства финансов.
В случае недостатка средств тот или иной Департамент получал ассигнования из Казначейства (в структуру которого входила Экспедиция заготовления ассигнаций, с 1841 года Экспедиция заготовления государственных бумаг и кредитный отдел Казначейства).
Данный механизм был изменен в ходе проведения реформ 1895-1897 гг.
под руководством С.Ю.
Витте.
Все поступающие в Департаменты средства они стали перечислять на счета Казначейства в Государственный Банк и, соответственно получать из него суммы, определенные расходной частью государствен

[стр.,159]

159 ного бюджета.
Данное мероприятие, названное в документах того времени «единством кассы», конечно, повлекло за собой увеличение роли и значения Министерства финансов и лично Министра, поскольку он полностью сконцентрировал в своих руках механизм распределения всех налоговых, неналоговых и прочих доходов государства.
Но нельзя обратить внимание также и на тот факт, что с этого момента налоги в Российской империи потеряли целевой характер.
Даже если вводились новые целевые налоги, то спустя некоторое время они «смешивались» на счетах казначейства, наполняемых поступлениями из Департаментов Министерства финансов.
Данное обстоятельство объясняет «вражду», возникшую между Министром финансов и Министром внутренних дел, «курировавшем» развитие, прежде всего местных и аграрного секторов экономики.
А,как известно, 90% налогоплательщиков страны составляли труженики села.
«На сельскохозяйственном промысле искони зиждилось и зиждется благосостояние русского народа.
Сельскохозяйственный труд в России не только дает необходимые стране пищевые продукты, но и составляет основные доходные занятия коренного населения.
Сельскохозяйственные продукты являются главным предметом нашего заграничного вывоза...» отмечалось в 1913 году в отчете Государственного контроля.184 Министерство внутренних дел являлось главным территориальным ор.
ганом управления по государственному регулированию
экономики.
Оно не обладало четко разветвленной вертикалью хозяйственного управления.
На него возложены были обязанности не только полицейского и фискального контроля за сбором оброков и податей, но и обязанности по благоустройству сельской и городской жизни.
В ведомство МВД входил Департамент земледелия и сельской промышленности (с 1894 г.
отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики), Ветеринарное управление.
Главное управление
государственного коннозавода (с 1881 года самостоятельная структура).
Из ведомства
9

[Back]