Проверяемый текст
Коростылева, Людмила Алексеевна; Психология самореализации личности (Диссертация 2001)
[стр. 16]

бытия, а выход к этим ценностям мыслится через самоуглубление, замыкание в себе, через экстаз.
Человек Востока ищет абсолют» [132, с.
12].
Эти различия вызваны, прежде всего, не только разными культурными основаниями
самореализации человека Запада и Востока, но и различной ролью культурных ценностей в процессе самореализации.
Предпочитаемые ценности во многом обусловливают особенности ментальности того или другого народа.
В настоящее время проблема самореализации наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, отдельные вопросы самореализации рассматривались в социальной психологии, что и определило развитие представлений о самореализации в целом.
Данная проблема также отличается маргинальным характером,
поскольку охватывает темы, входящие в проблемное поле различных наук.
Все это осложняет рассмотрение проблемы самореализации личности
и предъявляет повышенные требования к ее многостороннему охвату.
Кратко остановимся на описываемых А.К.
Исаевым культурноисторических типах самореализации личности.
В них начинают оформляться предпосылки тенденций развития представлений о самореализации
личности.
Для античного времени характерно
«телесное» представление о личности.
Проблема «личность—общество» еще не возникает, так как существует синкретическая картина этих явлений, связанная с космополитичностыо восприятия.
Имеет место проблема самоосуществления человека
насколько индивид соответствует общественно одобряемому образцу.
Жизнь такого человека зависела больше от одобрения или осуждения окружающими
(«культура стыда»), т.е.
самореализация подменялась реализацией,
зависимостью от внешних условий.
Понятие «самореализация» как центральное понятие начинает рассматриваться в философии в конце 1970-х — начале 1980-х гг.
В ряде диссертационных работ по социальной философии самореализация становится предметом специального исследования.
Начинается разработка
16
[стр. 16]

Человек Востока ищет абсолют” [Рябова J1.
В., 1993, с.
12].
Он, погружаясь глубины своего сознания, ориентируется на идеал, который находится пределами внешнего, чувственного, реального мира, рассматривая реальнь мир как неподлинный.
Эти различия вызваны прежде всего не только разными культурными о
нованиями самореализации человека Запада и Востока, но и различной р лью культурных ценностей в процессе самореализации.
Предпочитаема ценности во многом обусловливают особенности ментальности того ш другого народа.
Так, например, для американцев наиболее ценными являю ся личная свобода и демократия.
Для народов Азии и Африки это не сто.
важные ценности.
Они могут отказаться от этих ценностей в пользу диктат ров.
Итак, философский аспект рассмотрения проблемы самореализации им ет наиболее давнюю историю, но в сравнении с другими науками, он мног сторонен и затрагивает обширный культурный план, анализ которого вых дит за рамки нашей задачи.
В настоящее время проблема самореализаш наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, отдельнь вопросы самореализации рассматривались в социальной психологии, что определило развитие представлений о самореализации в целом.
Многие философы указывают, что самореализация личности — проблеь не только междисциплинарная, но и межпарадигмальная, в силу того что настоящее время не существует единой парадигмы представления о саморе лизации личности.
Данная проблема также отличается маргинальным хара
тером, поскольку охватывает темы, входящие в проблемное поле различнь наук.
Все это осложняет рассмотрение проблемы самореализации личности
предъявляет повышенные требования к ее многостороннему охвату.
В основе исследования проблемы самореализации, несомненно, леж! изучение представления о самореализации личности и его эволюции.
Друп ми словами, особое значение приобретает рассмотрение развития предста

[стр.,17]

лений о самореализации личности.
Развитие представлений о самореализг ции и ее особенности в значительной степени связаны с феноменальность! человеческого существования, с изменяющимися взаимодействиями индр вида и рода в онтогенезе человека, поскольку “самореализация — это сош ально-индивидуапьный процесс осознанного целеполагающего опредмеч^ вания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретног человека” [Исаев А.
К., 1993, с.
16].
Кратко остановимся на описываемых Д.
К.
Исаевым культурнс исторических типах самореалйзации личности.
В них начинают оформлятьс предпосылки тенденций развития представлений о самореализации
личнс сти.
Для античного времени характерно
“телесное” представление о личность Проблема “личность — общество” еще не возникает, так как существуе синкретическая картина этих явлений, которая связана с космополитично стью восприятия.
Имеет место проблема самоосуществления человека —
не сколько индивид соответствует общественно одобряемому образцу.
Жизн такого человека зависела больше от одобрения или осуждения окружающи ми
(“культура стыда”), т.
е.
самореализация подменялась реализацией,
завк симостью от внешних условий.
Постепенно, в христианстве, происходит переход от “телесной души” моральной духовной личности.
Утверждается ценность души “внутреннег человека” через просветление.
Возникает “культура вины”, культура совестр Содержание самореализации обретает черты индивидуальной выраженности В восточных типах самореализации преобладает утверждение, что Я ка такового нет, оно не сущностно.
Так, в даосизме наличие индивидуальног Я — это признак некультурности.
Источником идентичности является дас Сущность человека отождествлялась с дао, с предельным выражением закс номерности функционирования Вселенной.
Дзибун означает, что предстаЕ ления о самореализации совпадают с принятыми в обществе путями обрете

[стр.,18]

ния своего статуса.
Прямая противоположность Я в индивидуалистическо модели западного человека.
В конфуцианстве утверждается перестройк личности, связанная с изживанием Эго: “преодоление себя"— путь к по,п линному себе, реализация себя.
Далее, в средневековой восточной традиции проводится идея самореали зации в понимании стремления к “просветлению”, “всезнанию", стать Буд дой, центром Вселенной, т.
е.
под просветлением подразумевается развити Вселенной.
В отличие от приведенных типов самореализации в эпоху Возрождени человек уже осознает себя как отдельное существо.
Это уже не родовая лич ность античности и не сословная средневековья.
Самореализация основан на том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинств своих обязанностей.
Имеет место факт самообретения и самоосуществления В результате Реформации самореализация начинает обретать контекс служения чему-то возвышенному, а именно Богу.
Понятие “самореализация” как центральное понятие начинает рассматри ваться в философии в конце 1970-х — начале 1980-х годов.
В ряде диссерта ционных работ по социальной философии самореализация становится пред метом специального исследования.
Начинается разработка
понятийного ап парата, с помощью которого самореализации придается статус философско) проблемы.
Л.
А.
Цырева отмечает, что несмотря на разноплановость работ, в них об наруживается общая позиция.
Основным понятием в определении исследуе мого феномена является представление о сущностных силах человека.
Само реализация с этой точки зрения определяется как раскрытие в деятельност! человека его сущностных сил.
Правда, у авторов, употребляющих понята сущностной силы, нет единства мнений по вопросу о том, что включить в еп содержание [Цырева Л.
А., 1992].
Ряд философов, в том числе Л.
А.
Цырева и А.
К.
Исаев, анализируя исто

[Back]