характеризуют как особую индивидуальность. Ряд этих проявлений носит временный, преходящий характер, обусловленный каким-либо отдельным условием и обстоятельством жизни. Такое проявление жизни следовало бы именовать ситуационными особенностями личности, в отличие от характерологических ее особенностей. Лишь тогда, когда ситуационные изменения личности становятся вместе с тем чертой характера, по ним можно судить о личности, характеризовать ими личность» [6, с. 10]. Таким образом, Б.Г. Ананьев использует личностно-ситуационный подход для объяснения особенностей становления личности. Основное содержание характеристики человека, по Б. Г. Ананьеву, составляют жизненная направленность, выражающаяся в «жизненных целях (генеральных, стержневых целях жизни)», и образ действий, выражающийся в стилевом «своеобразии действий»: «Характерным в человеческом отношении для каждой отдельной личности будет лишь такое ее проявление, которое выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для каждой личности образе действий» [6]. Это возвращает нас к характеристике человека как целостного деятеля, автора деятельности, как личностно-образующего фактора, при этом «цельность человека проявляется в обладании целями, в осознании этих целей жизни, в осуществлении их на практике» [6, с. 15]. Такое трактование созвучно нашему пониманию актуалгенеза самореализации личности на жизненном пути, нашло свое отражение в моделях самореализации: актуалгенеза и структурнофункциональной модели [75] и в целом в мотивационно-смысловой концепции самореализации [79]. Индивидуальное сочетание жизненных целей и образа действий, их «непосредственное взаимопроникновение» составляет самобытность, оригинальность человека, являя собой то, что многие современные гуманистические психологи назвали бы аутентичностью: «непосредственность взаимопроникновения целей и действий создает известную естественность поведения, благородную простоту в отношениях 31 |
ный, преходящий характер, обусловленный каким-либо отдельным условием и обстоятельством жизни. Такое проявление жизни следовало бы именовать ситуационными особенностями личности, в отличие от характерологических ее особенностей... Лишь тогда, когда ситуационные изменения личности становятся вместе с тем чертой характера, по ним можно судить о личности,, характеризовать ими личность” [Ананьев Б.Г., 1941а, с.10]. Таким образом, Б.Г.Ананьев использует личностно-ситуационный подход для объяснения особенностей становления личности. Основное содержание характеристики человека, по Б.Г.Ананьеву, составляют жизненная направленность, выражающаяся в “жизненных целях (генеральных, стержневых целях жизни)”, и образ действий, выражающийся в стилевом “своеобразии действий”: “Характерным в человеческом отношении для каждой отдельной личности будет лишь такое ее проявление, которое выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для каждой личности образе действий” [Там же]. Это возвращает нас к характеристике человека как целостного деятеля, автора деятельности, как личностнообразующего фактора, при этом “цельность человека... проявляется... в обладании целями, в осознании этих целей жизни, в осуществлении их на практике” [Там же, с. 15]. Такое трактование созвучно нашему пониманию актуалгенеза самореализации личности на жизненном пути, нашло свое отражение в моделях самореализации: актуалгенеза и структурно-функциональной [Коростылева Л.А., 1998в] и, в целом, в мотивационно-смысловой концепции самореализации [Коростылева Л.А., 20006]. Индивидуальное сочетание жизненных целей и образа действий, их “непосредственное взаимопроникновение” составляет самобытность, оригинальность человека, являя собой то, что многие современные гуманистические психологи назвали бы аутентичностью: “непосредственность взаимопроникновения целей и действий создает известную естественность поведения, благо |