человека с действительностью» [6, с. 1]. Как и К. Роджерс, Б.Г. Ананьев непосредственно связывает самобытность с целостностью, но связующим звеном являются специфические особенности человеческой личности, отражающие основные характеристики как субъекта деятельности: «Оригинальность и цельность составляют две стороны одного и того же, единства жизненной направленности и деятельности» [6]. Следует подробно остановиться на важной личностной характеристике креативность. В литературе рассматривается следующий путь профессионального совершенствования педагога: от накопления педагогического опыта к педагогическому мастерству, и затем к творчеству. Некоторые исследователи подчеркивают нетождественность понятий «профессионализм» и «творчество» педагога. Профессиональное мастерство действительно тесно взаимодействует с творчеством, однако не может заменить его. Об этом пишут В.А. Кан Калик и Н.Д.Никандров, отмечая, что, если педагогическое мастерство это хорошее владение основами профессии, успешное применение изученных в науке и на практике приемов, то педагогическое творчество это всегда и нахождение нового. «Важно осознать сущность, значение и задачи собственной педагогической деятельности, уметь постоянно соотносить текущие педагогические задачи и перспективами (вспомним планирование завтрашней радости у А.С.Макаренко). Если этого нет, то педагог может быть хорошим исполнителем, но вряд ли поднимется до уровня творчества» (1990, с.24). Таким образом, креативность связывается с высоким уровнем развития профессиональной компетентности учителя. В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. рассматривают профессиональную компетентность как способность личности на разном уровне решать различные классы педагогических задач. Л.М. Митина предлагает рассматривать педагогическую компетентность как гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков педагогического 32 |
родную простоту в отношениях человека с действительностью.” [Там же, с.16]. Как и К.Роджерс, Б.Г.Ананьев непосредственно связывает самобытность с целостностью: “Самобытность человека находится в прямой связи с ее цельностью” [Там же], но связующим звеном являются специфические особенности человеческой личности, отражающие ее основные характеристики как субъекта деятельности: “Оригинальность и цельность составляют две стороны одного и того же, единства жизненной направленности и деятельности” [Там же]. Таким образом, мы переходим к третьему основополагающему принципу, к своеобразной теории деятельности и человека как ее творца субъекта. Деятельность для Б.Г.Ананьева это, прежде всего, действия и поступки личности, базирующиеся на внутреннем ее содержании, основным воплощением которого является мировоззрение. “Поступки и действия... имеют в своих основаниях намерения, внутренние побуждения (интересы и потребности) и убеждения...” [Там же, с.11]. Подобные идеи и мировоззрение в целом через направленность определяют содержание поступков, а обогащенные индивидуально-своеобразным образом их реализации (“образом действий”) являют собой характер, а через него личность. Характер в этом контексте является продуктом совокупного влияния мировоззрения и конкретно воплощаемой деятельности и представляет собой “способ сознательной деятельности человека” [Там же]. При этом “характер, являющийся первоначально продуктом развития личности, сам становится условием ее дальнейшего развития. Формирование характера разрешает и устраняет многие внутренние противоречия в личности, делая ее психологически монолитной, цельной, единой” [Там же, с.14]. Следует подчеркнуть, что, несмотря на эту взаимную обусловленность, присутствует сознательная роль человека как творца собственной личности, проявляющаяся в принятии того или иного мировоззрения, в конкретном воплощении последнего в конкретных поступках и деятельности и в формировании (саморазвитии) целостности лично |