§1.3. Психолого-педагогические предпосылки профессиональной самореализации студентов в вузе. Профессиональная сфера, несомненно, является одной из основных сфер жизнедеятельности. Нередко ее отмечают как ведущую сферу самореализации личности. Применительно к профессиональной сфере используется ряд близких понятий: к ним можно отнести такие, как «успешность», «эффективность» и «продуктивность». Каждое из этих понятий, характеризуя свой аспект жизнедеятельности, не дает представления о жизнедеятельности в данной сфере в целом как относительно общества, так и относительно личности. Как, например, они не отвечают на вопрос: какой ценой была достигнута успешность, эффективность. Ведь не исключено, что следствием стало явление профессионально выгорания. В критериях самореализации отражены такие важные для жизнедеятельности в профессиональной сфере показатели, как полезность (продуктивность) и удовлетворенность (как необходимое условие положительного самочувствия) применительно к личности и социуму. Данные обстоятельства позволяют ограничить (уточнить) проблемное поле исследования, учитывая, что продуктивность часто понимается как успех и объективное условие, а удовлетворенность, в рамках гуманистической психологии, как субъективное. Самореализация личности является важным показателем жизнедеятельности личности, ее жизненного пути (как отдельной его части, так и жизненного пути в целом). В связи с этим нам особенно близки положения теории Б.Г. Ананьева, закладывающие методологическое основание для понимания самореализации в профессиональной сфере как в одной из основных сфер. Деятельность для Б.Г. Ананьева это, прежде всего, действия и поступки личности, базирующиеся на внутреннем ее содержании, основным воплощением которого является мировоззрение. «Поступки и действия имеют в своих основаниях намерения, внутренние побуждения (интересы и потребности) и убеждения» [б, с 11]. Подобные идеи и 37 |
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ 4.1. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК В ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Профессиональная сфера, несомненно, является одной из основных сфер жизнедеятельности. Нередко ее отмечают как ведущую сферу самореализации личности. Термин “самореализация” применительно к профессии начал использоваться еще в работах социологов времен начала строительства коммунизма в СССР. Однако он использовался только декларативно, поскольку в отечественной справочной литературе, как отмечалось ранее, отсутствовало определение самореализации личности, и психологического наполнения термин не получил. Вместе с тем применительно к профессиональной сфере используется ряд близких понятий. К ним можно отнести такие, как успешность, эффективность, продуктивность и другие. Но наряду с подобием каждое из этих определений, характеризуя свой аспект жизнедеятельности, не дает представления о жизнедеятельности в данной сфере в целом (как относительно общества, так и относительно личности). Как, например, они не отвечают на вопрос: какой ценой была достигнута успешность, эффективность? Ведь не исключено, что следствием стало явление профессионального выгорания. Вполне закономерно, что в последнее время возникает интерес к проблемам психологического здоровья личности [Никифоров Г.С., 2000] как необходимого условия психологического обеспечения профессиональной деятельности. В итоге возникает необходимость во введении интегрального показателя, с помощью которого можно было бы в целом характеризовать жизнедеятельность в профессиональной сфере. Именно в качестве такого показателя и выступает самореализация личности, поскольку в критериях самореализации отражены такие важные для жизнедеятельности в профессиональной сфере показатели, как полезность (продуктивность) и удовлетворенность (как необходимое условие положительного самочувствия) применительно к личности и социуму. Данные обстоятельства позволяют ограничить (уточнить) проблемное поле исследования, учитывая, что продуктивность часто понимается как успех, как объективное условие, а удовлетворенность в рамках гуманистической психологии как субъективное Самореализация личности является важным показателем жизнедеятельности личности, ее жизненного пути (как отдельной его части, так и жизненного пути в целом). В связи с этим нам особо близки положения теории Б.Г.Ананьева, закладывающие методологическое основание для понимания самореализации в профессиональной сфере как в одной из основных сфер жизнедеятельности. Обратимся к идеям Б.Г.Ананьева, к разработанной им фундаментальной системе представлений о человеке: многоуровневой и целостной в русле методологических вопросов развития и саморазвития,являющихся необходимыми атрибутами самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности и непосредственно в профессиональной сфере. Данный подход разрабатывается нами и под нашим научным руководством аспиранткой Ю .Е.Зайцевой [Коростылева JI.A., Зайцева Ю.Е., 2000]. В сущности, учение Б.Г.Ананьева, на наш взгляд, больше, чем теория, это целостный научный подход (парадигма) к познанию человека. В центре его стоит новая концепция человека, а именно человека целостного, развивающегося и деятельного, осознание которой проливает свет на сущность представления о самореализации в основных сферах жизнедеятельности. Целостность, одно из ключевых понятий в методологии Б.Г.Ананьева. В первую очередь целость это определяющая характеристика самого человека как предмета познания. А, следовательно, она является необходимым условием для родную простоту в отношениях человека с действительностью.” [Там же, с.16]. Как и К.Роджерс, Б.Г.Ананьев непосредственно связывает самобытность с целостностью: “Самобытность человека находится в прямой связи с ее цельностью” [Там же], но связующим звеном являются специфические особенности человеческой личности, отражающие ее основные характеристики как субъекта деятельности: “Оригинальность и цельность составляют две стороны одного и того же, единства жизненной направленности и деятельности” [Там же]. Таким образом, мы переходим к третьему основополагающему принципу, к своеобразной теории деятельности и человека как ее творца субъекта. Деятельность для Б.Г.Ананьева это, прежде всего, действия и поступки личности, базирующиеся на внутреннем ее содержании, основным воплощением которого является мировоззрение. “Поступки и действия... имеют в своих основаниях намерения, внутренние побуждения (интересы и потребности) и убеждения...” [Там же, с.11]. Подобные идеи и мировоззрение в целом через направленность определяют содержание поступков, а обогащенные индивидуально-своеобразным образом их реализации (“образом действий”) являют собой характер, а через него личность. Характер в этом контексте является продуктом совокупного влияния мировоззрения и конкретно воплощаемой деятельности и представляет собой “способ сознательной деятельности человека” [Там же]. При этом “характер, являющийся первоначально продуктом развития личности, сам становится условием ее дальнейшего развития. Формирование характера разрешает и устраняет многие внутренние противоречия в личности, делая ее психологически монолитной, цельной, единой” [Там же, с.14]. Следует подчеркнуть, что, несмотря на эту взаимную обусловленность, присутствует сознательная роль человека как творца собственной личности, проявляющаяся в принятии того или иного мировоззрения, в конкретном воплощении последнего в конкретных поступках и деятельности и в формировании (саморазвитии) целостности лично |