Проверяемый текст
Коростылева, Людмила Алексеевна; Психология самореализации личности (Диссертация 2001)
[стр. 65]

следующие стратегии перераспределения ответственности: перекладывание, «отдача» ответственности, отстаивание собственной позиции, освобождение от давления группы.
Данные стратегии соответствуют определенному уровню автономности.
Так, как индивид оценивает себя, может проявляться по-разному и самооценка, которая может быть достаточно адекватной, и на ее основе будет строиться поведение.
Она может быть заниженной, и тогда индивид будет неадекватно проявлять себя вовне.
Она может быть нереалистично завышена, при этом внешние проявления в конфликтной
ситуации носят защитный характер, причем сам защитный характер не осознается.
За зрелостью личности в смысле ее автономности стоит, прежде всего, сформированность сознания, реализм в отношении себя и окружающего мира (реализм выступает в качестве одной из основных характеристик зрелой личности).
Это служит основанием для проявлений независимости на различных этапах профессиональной самореализации
личности и важным условием преодоления затруднений самореализации в ходе онтогенеза.
Профессии типа «человек-человек»,
в частности, такие как профессия психолога, социального работника, педагога и т.д., предъявляют повышенные требования к личностным качествам профессионала.
Предположения о своеобразии интегральных личностных и личностных характеристик, лежащих в основе возникающих впоследствии затруднений в профессиональной самореализации, описаны в исследованиях со студентамипсихологами JI.A.
Коростылевой.
Безусловно, это не охватывает все причины возможных затруднений, однако дает основное представление о них.
В
исследовании выделились две группы студентов с различными по степени выраженности предпосылками самореализации.
Студенты с предпосылками самореализации, выраженными
в большей степени, отличаются способностью жить полной жизнью.
Для них характерно положительное самовосприятие, причем
высокая выраженность самоуважения дополняется высоким показателем самопринятия.
Это свидетельствует о том, что положительное
65
[стр. 188]

выбирают самый безопасный, с их точки зрения, путь отдать ответственность группе.
При этом у них возникает когнитивный диссонанс, так как тревожность увеличивается.
Внешне индивид конформен, но на внутриличностном уровне он имеет тенденцию бороться за.сохранение своего Я (что в данном случае выражается в наличии внутреннего конфликта) и ситуативно наделяет группу большей компетентностью.
Иными словами, индивид признает свою недостаточную самостоятельность и то, что внешние обстоятельства действительно оказывают большое влияние на его Я.
Характерны наибольшие внутренние конфликты и недовольство собой, защитная экстернальность, а также перекладывание ответственности.
Третья группа характеризуется достаточно высокими поленезависимостью и саморуководством.
Лица данной группы предпочитают не передавать ответственность и компетентность, а оставлять их за собой.
Они выбирают стратегию отстаивания собственной позиции при наличии когнитивного диссонанса.
Для четвертой группы характерны самые высокие показатели саморуководства и высокие показатели поленезависимости (выше, чем у предыдущих двух групп, но ниже, чем у первой группы).
Лицам данной группы присущи большое чувство самости, большая значимость себя как источника информации, наделение себя ответственностью и компетентностью, наиболее устойчивая самооценка.
Используется стратегия невступления в конфликт за счет нивелирования групповой (внешней информации) и за счет рациональной ответственности.
Акцент на собственном поиске решения задачи позволяет освободится от группового давления.
Итак, то, как индивид оценивает себя сам, может проявляться по-разному.
Самооценка (в данном случае по фактору саморуководства) может быть достаточно адекватной, и на ее основе будет строиться поведение.
Она может быть заниженной, и тогда индивид будет неадекватно проявлять себя вовне.
Она может быть нереалистично завышена, при этом внешние проявления в кон


[стр.,189]

фликтной ситуации носят защитный характер, причем сам защитный характер не осознается.
В целом можно сказать, что обнаружены взаимосвязи проявлений автономности между тремя уровнями: в плане самоотношения, в плане реального поведения и в плане субъективных значений.
Личностную автономность можно выделить как независимую личностную характеристику в ситуации группового давления, где субъективно существует конфликт между информацией, идущей от подставной группы (в эксперименте), и информацией, которая имеется у самого индивида.
Она проявляется в трех формах субъективного восприятия конфликта и отражается в характере перераспределения ответственности между индивидом и группой.
В конфликтной ситуации личностная автономность проявляется в стремлении сохранить целостность своего Я, не перекладывая ответственность на референтную группу и не подменяя собственных знаний, убеждений и чувств “групповыми".
Рост независимости от внешних референтов находит свое отражение в росте такой познавательной характеристики, как поленезависимость (дифференцированный познавательный стиль, по Уиткину).
В целом, для установления данных закономерностей сопоставлялось внешне проявляемое поведение индивида по параметру конформностинонконформности с силой когнитивного диссонанса, определяемого по изменению тревожности как реакции на субъективное восприятие ситуации в качестве неопределенной; с автономностью, измеряемой посредством саморуководства, и с показателями по когнитивному стилю полезависимость-поленезависимость.
Таким образом, мы основываемся на том, что за зрелостью личности в смысле ее автономности стоит прежде всего сформированность сознания, реализм в отношении себя и окружающего мира (реализм выступает в качестве одной из основных характеристик зрелой личности).
Это служит основанием для проявлений независимости на различных этапах профессиональной самореализации


[стр.,190]

личности и важным условием преодоления затруднений самореализации в ходе онтогенеза.
Профессии типа человек-человек,
особенно такие как профессия психолога, социального работника, педагога и др., предъявляют повышенные требования к личностным качествам профессионала.
Под нашим руководством (дипломная (в настоящее время диссертационная) работа Т.В.Петровой) исследовались особенности предпосылок самореализации личности студентов психологов (третий и четвертый курсы).
Можно сказать, что они находятся на этапе раннего профессионального становления поскольку реальное профессиональное становление начнется с момента трудоустройства в соответствии с полученной специальностью.
Возникает вопрос: в чем состоят возможные затруднения самореализации личности в профессиональной жизни в данном случае? Как они могут быть представлены? Для этой цели мы провели анализ самоактуализационных характеристик (CAT), личностных свойств (методика Кеттелла) и образа мира (РеОМ) студентов -психологов (табл.
1).
Мы исходили из предположений о своеобразии интегральных личностных и личностных характеристик, лежащих в основе впоследствии возникающих затруднений в профессиональной самореализации будущих психологов.
Безусловно это не охватывает причины всех возможные затруднений однако дает основное представление о них.
Выделились
две группы студентов с различными по степени выраженности предпосылками самореализации.
Студенты с предпосылками самореализации в
большей степени выраженными, отличаются способностью жить полной жизнью.
Для них характерно положительное самовосприятие, причем
высокиая выраженность самоуважения дополняется высоким показателем самопринятия.
Это свидетельствует о том, что положительное
самовосприятие базируется не только на оценке личных достижений, но и принятии

[Back]