Проверяемый текст
Бикеев, Игорь Измаилович; Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Диссертация 2000)
[стр. 16]

В начале XIX века законодательство о запрете, оружия не имело никаких изменений в уголовно-правовой регламентации27.
Следующим не менее важным этапом развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.
Оно
включало в себя особое отделение «О противозаконном выделывании и хранении оружия или пороха и нарушений других, для ограждения личной безопасности постановленных, правил осторожности», которое входило в главу «О нарушении общественного спокойствия, порядка и ограждающих оные постановлений» и раздел 8 «О преступлениях против общественного благоустройства и благочиния»28.
Уложение 1845 г.
определило основу особого отношения к охотничьему оружию, которое впоследствии в советском уголовном праве не считался преступным.
В XIX века после принятия Уложения 1845 года и в начале XX века были внесены многочисленные изменения, все больше внимания в уголовном законе стало уделяться пороху, что отражает реалии второй половины XIX начала XX веков.
Государства стремились пополнить казну и проконтролировать каналы сбыта взрывчатых веществ иным государствам и возможным мятежникам, террористам.
Запрет всем и каждому носить оружие, кроме тех лиц, которым закон
это позволяет или предписывает, а также стрелять в домах, дворах, на улицах и площадях предусматривались в десятой главе «О проступках против личной безопасности» Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (ст.ст.
117, 118), принятого
1883 году29.
В Уставе о предупреждении преступлений 1876 года30, статья 246 отсылает к санкции ст.118 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в случае, если ктолибо, кроме тех, кому это предписано или дозволено законом, в запрещенном правительством месте без особой надобности (отправление на охоту и т.п.) будет ходить с каким-либо орудием, то есть уголовно-правовые нормы в данном случае подкрепляют административные запреты, связанные с недопущением преступлений и несчастных случаев.
27 См., например: Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный.
Законы уголовные Санкт-Петербург, 1832, 562с.
28 См.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года.
Издано Н.С.
Таганцевым.

Санкт-Петербург, 1889.
С.415-417.
29 См.: Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Санкт-Петербург, 1885.
С.22.
30 См.: Устав о предупреждении преступлений.
Санкт-Петербург, 1876.
С.51.
16
[стр. 32]

32 оружия стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.
Оно
содержало особое отделение "О противозаконном выделывании и хранении оружия или пороха и нарушений других, для ограждения личной безопасности постановленных, правил осторожности", которое входило в главу "О нарушении общественного спокойствия, порядка и ограждающих оные постановлений" и раздел 8 "О преступлениях против общественного благоустройства и благочиния"63.
Анализ Уложения затрудняет тот факт, что в его изданиях разных лет приводится совершенно разная нумерация статей и глав64.
Поэтому указание номеров статей будем приводить в соответствии с анализируемым конкретным источником.
Сразу отметим, что впервые в российском уголовном законодательстве четко определены объекты соответствующих преступлений.
Родовым назывались общественное благоустройство и благочиние, видовым общественные спокойствие, порядок и ограждающие их постановления, непосредственным правила осторожности, установленные для ограждения личной безопасности.
Хотя, на наш взгляд, в данном случае объекты были определены достаточно условно и фактически не отражали реальные причины криминализации деяний (особенно в результате дальнейших изменений законодательства, что будет рассмотрено далее), правоведы не относили данные преступления к общеопасным, да и вообще не упоминали о них65.
Последнее свидетельствует о невысокой оценке их общественной опасности.
Изначально указанное отделение предусматривало следующие преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.
ст.
1241 1245, 1247, 1249 Уложения66).
Первым преступлением указанной группы являлось выделывание запрещенного к негосударственному изготовлению оружия, изготовление без особого разрешения правительства пороха, других огнестрельных веществ, бомб, гранат или иных 63 См.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года.
Издано Н.С.
Таганцевым.

СПб: Государственная типография, 1889.
С.
415-417.
64 См.: Указатель алфавитный к уложению о наказаниях уголовных и исправительных, СПб: Типограф Отделения Собств.
Его Императорского Величества Канцелярии, 1846.
946 с.; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.
На русском и польском языках.
Варшава: Типография справедливости, 1 944 с.; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года Издано Н.С.
Таганцевым.
СПб: Государственная типография, 1889.
776 с.; Свод законов уголовных с предметным указателем.
Сост.
Н.
Озерецковский.
СПб: издание И.И.
Зубкова "Законоведение", 1915.
720 с.
65 См., например: Неклюдов Н.А.
Руководство по Особенной части русского уголовного права.
Т.З.
Преступления против брака и права семейных, против законов о состояниях, общеопасные преступления СПб: Типография М.М.
Стасюлевича, 1878.
566 с.
66 См.: Указатель алфавитный к уложению о наказаниях уголовных и исправительных.
СПб: Типограф Отделения Собств.
Его Императорского Величества Канцелярии, 1846.
С.
510-513.


[стр.,34]

34 подданных Российской империи была реальная возможность владения оружием, в том числе огнестрельным, и для самообороны.
Представляется, это было связано с тем, что страна, имевшая огромные охотничьи угодья и древнюю военную историю, традиционно считала обладание предметами вооружения своими подданными нормальным явлением.
В течение последующих лет XIX века после принятия Уложения 1845 года и в начале XX в указанное отделение были внесены многочисленные изменения.67.
В
первоначальном виде осталась лишь регламентация состава преступления, предусмотренного ст.
1241.
Вначале из Уложения были исключены нормы, в которых предусматривалась фактически административная ответственность (ст.
ст.
1242, 1244, 1245, 1247, 1249 по указанному выше источнику), что объективно свидетельствует о постепенном формировании уголовного права как самостоятельной отрасли, охраняющей самые ценные блага от наиболее опасных противоправных посягательств.
Кроме того, увеличение социальной напряженности и усложнение общественных отношений вызвали к жизни новые составы преступлений.
Сохранившиеся составы были дополнены.
Все большее внимание в уголовном законе стало уделяться пороху, что отражает реалии второй половины XIX начала XX веков: бурный рост промышленности, использование опасных веществ и, как следствие, увеличение количества несчастных случаев.
Также здесь следует учитывать стремление государства пополнить казну и проконтролировать каналы сбыта взрывчатых веществ иным государствам и возможным мятежникам, террористам.
Исключенные из Уложения нормы, в которых, на наш взгляд, предусматривалась административная ответственность, частично перешли в трансформированном виде в главу десятую "О проступках против личной безопасности*’ Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (ст.
ст.
117, 118), принятого
в 1883 году68.
Нормы данной главы базировались на положениях статей 243, 246 и 247 Устава о предупреждении преступлений 1876 года69.
Первая из указанных статей устанавливала запрет всем и каждому носить оружие, кроме тех лиц, которым закон 67 Наиболее отчетливо это можно проследить в издании: Свод законов уголовных с предметным указател Сост.
Н.
Озерецковский.
СПб: издание И.И.
Зубкова "Законоведение", 1915.
С.
271 -274.
68 См/ Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
СПб: Государственная типография, 1885.
С 69 См/ Устав о предупреждении преступлений.
СПб: Типография Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1876.
С.
51.


[стр.,35]

35 это позволяет или предписывает, а также стрелять в домах, дворах, на улицах и площадях.
Ст.
246 Устава о предупреждении преступлений отсылает нас к санкции ст.
118 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в случае, если кто либо, кроме тех, кому это предписано или дозволено законом, в запрещенном правительством месте без особой надобности (отправление на охоту,
в дорогу и т.п.) будет ходить с каким либо орудием.
То есть уголовно правовые нормы в данном случае подкрепляют административные запреты, связанные с недопущением преступлений и несчастных случаев.

Аналогичным образом отсылала к наказанию, предусмотренному ст.
117 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, ст.
247 Устава о предупреждении преступлений в случае, если кто-либо будет стрелять в населенном пункте или в любом другом месте, где могут быть и часто бывают люди.
Ст.
117 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, устанавливала ответственность в виде денежного взыскания не свыше 25 рублей за хранение или ношение запрещенного оружия70, за стрельбу из огнестрельного или другого опасного оружия в местах, где это запрещено.
Часть первая ст.
118 Устава предусматривала штраф в форме денежного взыскания не свыше десяти рублей за хранение заряженного или другого опасного оружия без надлежащей осторожности, и за ношение его там, где это запрещено.
В части второй указанной статьи, которая носила бланкетный характер, устанавливалось наказание в виде ареста на срок не свыше трех месяцев или денежного взыскания не свыше 300 рублей за несоблюдение предписанных законом или изданных в установленном порядке постановлений о предосторожностях71 при хранении и перевозке пороха, об устройстве и содержании складов взрывчатых 70 Например, в соответствии со Сводом губернских учреждений 1892 года в Царстве Польском к напряженной области для содержания оружия частному лицу требовалось разрешен» Управления, что не было предусмотрено для других регионов.
Следовательно, любое оружие кроме охотничьего в случае отсутствия разрешения являлось запрещенным.
// См.: Свод законов Российской им Все 16 томов по Продолжениям 1906 и 1908 годов и дополненные позднейшими узаконениями, в четырех книгах.
Составил А.М.
Нюренберг.
Книга первая.
Томы 1 4.
М.: Товарищество Скоропечатни А.А.
Лев 1910.-Том2.-С.2-60, 346.
71 Правилами предосторожностями были, например, расположение частного склада взрывчатых веществ используемых в горнозаводской и соляной промышленности ближе 1,5 верст от населенных пунктов, хра на складах фейерверков и капсюлей, превышение максимального количества хранения взрывчатых вещ др.
// См.: Свод законов Российской империи.
Все 16 томов со всеми относящимися к одной книге.
Под ред.
А.Ф.
Волкова и Ю.Д.
Филиппова.
СПб: "Общественная , 1900.
Том 7.
С.67.

[Back]