Проверяемый текст
Бикеев, Игорь Измаилович; Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Диссертация 2000)
[стр. 17]

В данном уложении ст.986 предусматривала ответственность за производство торговли порохом в виде промысла, лицами, не получившими на этого специального свидетельства (без лицензии)31.
Санкция за это деяние было установлено в виде заключения в тюрьме на время от двух до четырех месяцев и конфискации пороха.
Государство с помощью этой нормы отстаивало свой контроль над производством предметов вооружения, которое всегда было доходным делом.
В ст.123 Уголовного уложения 1903г., повторившей положения ст.269 Уложения о наказаниях (редакции 1845г.), предусматривалась ответственность за участие в скопище, то есть «соединении ради общих действий или ради общей цели более или менее значительного числа лиц», которое захватило, разграбило или разрушило склад оружия или военных припасов, оружейный или орудийный завод, укрепленное место, военное судно и т.д., либо употребило для своих насильственных действий взрывчатые
вещества32.
Изучая эту норму, можно сделать вывод, что в данном случае фактически карались массовые беспорядки, но не собственно действия с оружием.
Развитие противостояния в обществе XIX начала XX века нашло прямое отражение в уголовной ответственности за незаконный оборот предметов вооружения.
Так, ст.987
Уложения в редакции от 6 февраля 1906 года, то есть в разгар русской революции 1905 1907 годов, в части первой предусматривала уголовную ответственность за изготовление, приобретение, ношение и сбыт без надлежащего разрешения взрывчатых веществ или снарядов.
Наказание за это деяние было
установлено в виде лишения всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти лет.

В соответствии с ч.
2 статьи 987 Уложения о наказаниях виновный в указанных действиях подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на время от четырех до пятнадцати лет, если он действовал с целью, противной государственной безопасности и общественному спокойствию.

Как показывает анализ прошлого законодательства об ответственности за незаконный оборот предметов вооружения, что преступления данной группы рассматривались как незначительно опасные, если они не были сопряжены с 31 Правила выдачи таких разрешений содержатся, например, в Уставе о промышленности Фабрично-Заводской и Ремесленной 1913 года // См.: Свод законов Российской Империи.
Т.11.
Часть 2.

Санкт-Петербург, 1913.
С.49.
32 См.: Уголовное уложение 1903 года (с изменениями и дополнениями на 1 января 1908 года).
Санкт-Петербург, 1908.
С.46-47.
17
[стр. 37]

37 свидетельства (по современному выражению без лицензии)73.
Наказание за это деяние было установлено в виде заключения в тюрьме на время от двух до четырех месяцев и конфискации пороха.

По всей видимости, государство, прежде всего, отстаивало с помощью этой нормы свой контроль над производством предметов вооружения, которое всегда было доходным делом.
За хранение пороха в количестве более тридцати фунтов вне установленных пороховых складов либо за нарушение правил об устройстве таких складов74 предусматривалась ответственность в ч.
1 ст.
9862 Уложения.
За это деяние виновные подвергались заключению в тюрьме от двух до четырех месяцев или аресту не свыше трех месяцев.
Торговцев, нарушивших указанные предписания либо правила о предосторожностях при хранении и перевозке пороха в третий раз (в нынешнем понимании неоднократно), по ч.
2 ст.
9862 ждало дополнительное наказание к указанному выше лишение навсегда права торговать порохом (выделение наше И.Б.).
То же дополнительное наказание суд в соответствии с ч.
3 названной статьи в случае нарушений особой важности мог применить и к виновным, которые привлекались к ответственности в первый или второй раз.
Такое наказание имело, на наш взгляд, большое предупредительное и воспитательное значение, а также лишало виновных возможность получать определенные доходы.
Все это определенно указывает на особое внимание государства к сфере производства пороха, вызванное, на наш взгляд, в данном случае кроме фискальных интересов также соображениями государственной и личной (гражданской) безопасности.
Ст.
9863 Уложения устанавливала ответственность за нарушение правил о частных складах взрывчатых веществ для надобностей горнозаводской и соляной промышленности75.
Данная норма является бланкетной.
П.
1 части 1 указанной статьи наказывает заключением в тюрьме на время от двух 73 Правила выдачи таких разрешений содержатся, например, в Уставе о промышленности Фабрично Зав и Ремесленной 1913 года.
// См: Свод законов Российской империи.
Т.
11.
Часть 2.

СПб: Государственная типография, 1913.
С.49.
74 Правила функционирования пороховых складов содержатся в Уставе о промышленности 1893 года.
Эт правила регламентируют выдачу разрешений на открытие складов, выбор их местоположения, максимал вес хранимого в одном месте (у одного лица) пороха и т.д.
// См: Свод законов Российской империи.
Все 1 томов со всеми относящимися к ним продолжениями, в одной книге.
Под ред.
А.Ф.
Волкова и Ю.Д.
Фили СПб: "Общественная польза", 1900.
Том 11.
С.
774.
75 См.: Свод учреждений и уставов горных.
Глава 8 "О частных складах взрывчатых веществ для надобн горнозаводской и соляной промышленности" (ст.
ст.
741 766).
// Свод законов Российской империи.
Все томов со всеми относящимися к ним продолжениями, в одной книге.
Под ред.
А.Ф.
Волкова и Ю.Д.
Фили СПб: "Общественная польза", 1900.
Том 7.
С.67.


[стр.,39]

39 Власти Верховной или участие в приготовлении к нему, отсылая соответственно к ст.
ст.
249, 250, 253-255 этого же акта, за выделку или хранение запрещенного законом или в большем количестве оружия или пороха, бомб, гранат, или иных принадлежащих к артиллерийским орудиям снарядов, если при этом виновный преследовал какую-либо противную государственной безопасности или спокойствию цель.
Это специальная форма приготовления к государственным преступлениям, и в данную главу она попала лишь по формальному признаку предмета преступления в нарушение принципа формирования структуры Особенной части уголовного закона в зависимости от объекта посягательства.
Согласно части второй ст.
987 тому же наказанию подвергаются преследующие указанную в ч.
1 цель виновные в нарушении правил о частных складах взрывчатых веществ для надобностей горнозаводской и соляной промышленности.
Развитие противостояния в обществе конца XIX начала XX века нашло прямое отражение на уголовной ответственности за незаконный оборот предметов вооружения.
Так, ст.

9871 Уложения в редакции от 6 февраля 1906 года, то есть в разгар российской революции 1905 1907 годов, в части первой устанавливала уголовную ответственность за изготовление, приобретение, ношение и сбыт без надлежащего разрешения взрывчатых веществ или снарядов.
Наказание за это деяние было
предусмотрено в виде лишения всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти лет.
При этом, в нарушение принципа презумпции невиновности, ответственность наступала, если виновный не мог доказать отсутствия преступной цели.
В соответствии с ч.
2 статьи 9871 Уложения о наказаниях виновный в указанных действиях подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на время от четырех до пятнадцати лет, если он действовал с целью, противной государственной безопасности и общественному спокойствию.

Введение данной нормы было по существу направлено против революционных проявлений.
На практике во время революции 1905-1907 годов за сходные действия в экстраординарном, репрессивном порядке применялась внесудебная расправа как по законам военного времени.
Так, был расстрелян большевик И.В.
Бабушкин,

[стр.,40]

40 транспортировавший груз оружия восставшим77.
В то же время русские правоведы в работах по уголовному праву не уделяли необходимого внимания вопросам ответственности за незаконный оборот предметов вооружения, что, на наш взгляд, свидетельствует об оценке ими общественной опасности данных деяний как незначительной78.
Так, например, в научной литературе тщательно освещались вопросы уголовной ответственности за участие в поединке (дуэли), признававшемся преступлением особого рода (ст.
ст.
1497 -1510 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.), но об оружии как предмете преступлений ничего не говорилось79.
Исключение составляют случаи, когда оружие рассматривалось в качестве квалифицирующего признака отдельных преступлений, например, вооруженной кражи, которая определялась как кража, при которой виновный "имел при себе какоелибо оружие или иное орудие, которым он мог нанести смерть или увечье" (ст.
1652 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.), занимавшая промежуточное положение между кражей и насильственными имущественными посягательствами.
При этом "хотя виновный не проявил своих насильственных стремлений, но он создал себе грозное положение на случай личного столкновения"80.
В ст.
123 Уголовного уложения 1903 г., повторившей положения ст.
269 Уложения о наказаниях редакции 1845 г., предусматривалась ответственность за участие в скопище, то есть "соединении ради общих действий или ради общей цели более или менее значительного числа лиц", которое захватило, разграбило или разрушило склад оружия или военных припасов, оружейный или орудийный завод, укрепленное место, военное судно и т.д.
либо употребило для своих насильственных действий взрывчатые
вещества81.
Анализируя эту норму, можно сделать вывод, что в 77 См.: Большая советская энциклопедия (в 30 томах).
Гл.
ред.
Прохоров А.М.
Третье издание.
Том 2.
М.: "Советская энциклопедия", 1970.
С.
507.
78 См, например: Владимирский Буданов М.Ф.
Обзор истории русского права.
Ростов-на Дону: Феникс 639 с.; Северский Я.Г.
Особенная часть русского уголовного права.
Краткий обзор начал от Уложения ц Алексея Михайловича до Уложения о наказаниях 2885 года включительно.
СПб: Книжный магазин А.Ф Цинзерлннга, 1892.
164 с.
79 См., в частности: Колоколов Г.Е.
Уголовное право.
Часть особенная.
Лекции.
М: Типография К.Х.
Устрицевой, 1897.С.
91 100; Пусторослев П.П.
Русское уголовное право.
Особенная часть, Юрьевъ: Типография К.
Маттисена,1913.-С.
102-114.
40 Фойницкий И.Я.
Курс уголовного права.
Часть особенная.
Посягательства личные и имущественные.
Типография М.М.
Стасюлевича, 1912.С.
231-232.
81 См.: Действующая часть Уголовного уложения, высочайше утвержденного 22 марта 1903 года (с изменениями и дополнениями на 1 января 1908 года).
Издали: А.П.
Энгельке и Н.Е.
Игнатович.
Типография товарищества А.Ф.
Маркс, 1908.
С.
46 47.

[Back]