Проверяемый текст
Бикеев, Игорь Измаилович; Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Диссертация 2000)
[стр. 20]

осуществляли органы ЧК42.
Таким образом, с 1920 года оружие было окончательно изъято из гражданского оборота.
В
параграфе 4 Декрета СНК предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев за следующие деяния: а) хранение огнестрельного оружия без законного на него права, даже если хранение не имело преступных целей; б) стрельба в воздух без особой необходимости в местностях скопления народа; в) беспричинная стрельба часовыми, постовыми милиционерами и т.п.; г) незаконная выдача оружия лицам, не имеющим на то право или лицу, которому оружие не присвоено; д) небрежное обращение с огнестрельным оружием, следствием чего явился несчастный случай.
Параграф 6 названного выше Декрета содержал положение о привлечении к суду лиц, выдавших оружие лицам, не умеющим владеть им, и не принявших мер к ознакомлению с обращением с оружием, если следствием этого упущения явился несчастный случай.
Как видим, кроме составов незаконного хранения оружия и незаконной стрельбы из него появились два новых состава преступления, которых
уголовное право до этого не знало: состав незаконный выдачи оружия и состав небрежного обращения с огнестрельным оружием.
Декрет СНК РСФСР от 17 октября 1921 года «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»43 установил, что оружие и взрывчатые вещества при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежат безвозмездной сдаче государству.
В этом Декрете впервые
содержится знакомая нам по ныне действующему уголовному законодательству формула, согласно которой лица, добровольно сдавшие оружие и взрывчатые вещества, хранившиеся у них без надлежащего разрешения, освобождаются от уголовной ответственности.
Декретом СНК
«О мерах взыскания, налагаемых судебными органами за нарушение запрещения провоза пассажирами в качестве багажа и ручной клади при себе легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ» от 16 мая 1921 года44 была впервые в уголовном праве предусмотрена ответственность за перевозку указанных веществ по железным дорогам и водным путям.
К провозу в качестве ручной клади допускались
42 См.: В.И.
Ленин и ВЧК.
Сборник документов (1917 1922 г.г.).
Москва,
1975.
С.395.
43 См.: Сборник документов по истории головного законодательства СССР и РСФСР 1917 1952 годов.
С.107.
44 Там же.
С.95.
20
[стр. 45]

45 обращению с оружием"95.
Так, декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 г.
"О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним"96 в целях "борьбы с незаконным хранением оружия и неумелым обращением с ним" было предусмотрено, что хранить и пользоваться огнестрельным оружием могут только лица, которым по роду службы присвоено оружие (военные, состоящие в частях войск, милиция и т.п.), а также лица, которым это право предоставлено СНК.
В виде исключения в отдельных случаях выдачу огнестрельного оружия иным лицам осуществляли органы ЧК97.
Таким образом, с 1920 г.
оружие было окончательно изъято из гражданского оборота.
В
§ 4 этого Декрета предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев за следующие деяния: а) хранение огнестрельного оружия без законного на него права, даже если хранение не имело преступных целей; б) стрельба в воздух без особой необходимости в местностях скопления народа, в) беспричинная стрельба часовыми, постовыми милиционерами и т.п., г) незаконная выдача оружия лицам, не имеющим на то право или лицу, которому оружие не присвоено, д) небрежное обращение с огнестрельным оружием, следствием чего явился несчастный случай, § 6 названного выше Декрета содержал положение о привлечении к суду лиц, выдавших оружие лицам, не умеющим владеть им, и не принявших мер к ознакомлению с обращением с оружием, если следствием этого упущения явился несчастный случай.
Как видим, кроме составов незаконного хранения оружия и незаконной стрельбы из него появились два новых состава преступления, которых
отечественное уголовное право до этого не знало: состав незаконной выдачи оружия и состав небрежного обращения с огнестрельным оружием.
В § 5 Декрета от 12 июля 1920 г.
была предусмотрена ответственность в виде заключения в концентрационном лагере до трех месяцев за прицеливание в местах, где может быть опасность для других лиц.
В силу суровости наказания, на наш взгляд, эту норму следует отнести к сфере уголовного права.
Декрет СНК РСФСР от 17 октября 1921 г.
"О порядке реквизиции и конфискации 95 Тихий В.П.
Уголовно правовая охрана общественной безопасности.
Харьков: Вища школа, 1981.с-896 Извлечения из декрета см.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФ 1917 1952 годов.
С.
77 -78.
„ __ 97 В.И.
Ленин и ВЧК.
Сборник документов (1917 1922 г.г.).
М.:
Политиздат, 1975.
С.
395.


[стр.,46]

46 имущества частных лиц и обществ”98 устанавливал, что оружие и взрывчатые вещества при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежат безвозмездной сдаче государству.
В этом Декрете впервые
устанавливается знакомая нам по ныне действующему уголовному законодательству формула, согласно которой лица, добровольно сдавшие оружие и взрывчатые вещества, хранившиеся у них без надлежащего разрешения, освобождаются от уголовной ответственности.
Декретом СНК
”О мерах взыскания, налагаемых судебными органами за нарушение запрещения провоза пассажирами в качестве багажа и ручной клади при себе легко воспламеняющихся и взрывчатых веществ" от 16 мая 1921 года99 была впервые в отечественном уголовном праве предусмотрена ответственность за перевозку указанных веществ по железным дорогам и водным путям.
Такая ответственность наступала, если эти вещества следовали отдельно от пассажира.
К провозу в качестве ручной клади допускались
лишь порох в жестянках и пороховницах или заряженные патроны в количестве не более трех фунтов на человека и лишь при наличии охотничьих и иных разрешительных свидетельств.
Лицу, нарушившему положения данного декрета, грозило лишение свободы или принудительные работы, а также конфискация провозимых веществ.
"Декретное” право первых лет советского государства, реагировавшее на наиболее злободневные в конкретный исторический момент проблемы, постепенно стало уступать место систематизированным актам.
Требовалась унификация "лоскутного” законодательства100.
В сфере уголовного права таким актом, решившим проблему систематизации и унификации, стал Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.101 УК 1922 г.
отнес к государственным преступлениям, посягающим на порядок управления, изготовление, приобретение, хранение или сбыт взрывчатых веществ и снарядов без соответствующего разрешения, если не доказана преступная цель учинения этих деяний (ст.
93).
Наказание за такие действия было предусмотрено в 98 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 1952 годов.
107.
99 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 1952 годов.
100 Так, крупнейший теоретик революционного права П.И.
Стучка в начале 20-х годов писал: "Настал мо приступить к кодификации, к сводке всего пролетарского права переходного периода в систематический сборник".
// Стучка П.И.
Революционная роль права и государства.
М.: Издательство Коммунистическо Академии, 1924.
С.
98 99.
_ 101 См.: Уголовный кодекс с алфавитно предметным указателем.
М.: Юридическое издательство нарко РСФСР, 1925.-90 с.

[Back]