Проверяемый текст
Бикеев, Игорь Измаилович; Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Диссертация 2000)
[стр. 23]

разрешения наказывалось исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия53.
Государство со временем стало постепенно более строго относиться к наказуемости деяний, связанных с незаконным оборотом оружия, что, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, желанием власти обезопасить себя от возможных вооруженных акций со стороны оппозиционных сил.
В УК 1926 г.
был введен состав тайного или открытого похищения огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов из складов и хранилищ
рабоче-крестьянской красной Армии и некоторых других государственных учреждений и военизированных организаций (ст.59).
В качестве наказания за данное преступление предусматривалось лишение свободы на срок не ниже одного года, а в случае применения похитителями насилия опасного для жизни и здоровья лиц, несущих соответствующую охрану или наблюдение, лишение свободы на срок не ниже трех лет с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры социальной защиты расстрела с конфискацией
имущества54.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы проблема ответственности за незаконный оборот оружия неоднократно оказывалась в центре внимания законодателя, причем исключительно с позиции ее усиления.
Поэтапно к концу 30-х годов все относящиеся к указанной группе преступления, как и вновь введенные в УК, стали наказываться без каких-либо различий лишением свободы на срок до пяти лет и конфискацией данных предметов.
Это такие деяния, как: покупка, хранение и продажа заведомо похищенного огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и малокалиберного) и огневых припасов к нему (ст.164-а); тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и
малокалиберного) и огневых припасов к нему, если это действие не подпадает под признаки предусмотренного ст.593а Кодекса (ст.166-а); изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения (ч.1 ст.182); пересылка по почте или другими 53 Там же.
С.73-74.
54 Там же.
С.32-33.
23
[стр. 49]

49 огнестрельного оружия в то время как невысокую110.
Сравнительно невысокий размер наказания связан, как думается, с тем, что государство окрепло, возможность насильственного свержения советской власти существенно уменьшилась, а потому отпала необходимость в жестоком преследовании незаконного оборота предметов вооружения.
Кроме того, гражданская война, дав огромное количество оружия в руки населения, уменьшила его опасность в сознании масс и правоприменителя.
Вероятно, также следует учитывать и то, что предметы вооружения в то время рассматривались, прежде всего, как орудия насильственных преступлений, а общественная опасность обладания ими гражданами не считалась высокой.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
в первоначальной редакции111 изменил вид и размер уголовного наказания за незаконное обращение с предметами вооружения.
Так, в соответствии со ст.
182 этого УК изготовление, хранение, покупка или сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения наказывалось исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одной тысячи рублей с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия112.
Однако позднее советское государство постепенно стало более строго относиться к наказуемости деяний, связанных с незаконным оборотом оружия, что, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, желанием власти обезопасить себя от возможных вооруженных акций со стороны оппозиции.
Подобный подход теоретически опирался на ошибочную концепцию усиления классовой борьбы по мере продвижения страны к коммунизму: "рост мощи Советского государства будет усиливать сопротивление последних остатков умирающих классов"113.
Нарушение закона, устанавливающего правила оборота предметов вооружения, вполне могло рассматриваться как противопоставление себя социалистическому государству, посягательство на его исключительные прерогативы.
Это было связано с установлением в стране 110 См.
Уголовный кодекс с алфавитно предметным указателем.
М.: Юридическое издательство нарком РСФСР, 1925.-С.
105.
См.: Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г.
С изменениями до 1 августа 1929 г.
М.: Юридическо издательство НКЮ РСФСР, 1929, 112 с.
1,2 Там же, С.
73-74.
113 См.: Сталин И.В.
Вопросы ленинизма.
Издание 10.
С.
507 508.
// Цитируется по книге: Уголовное п Особенная часть.
Под ред.
Герцензона А.А.
и Пионтковского А.А.
М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1939.-С.
31.


[стр.,50]

50 тоталитаризма, не допускающего даже вероятности сопротивления существующему режиму, общим усилением репрессивности уголовного права 30-х 40-х годов, а также, как представляется, с постепенным осознанием повышенной общественной опасности обладания самими предметами вооружения.
Так в УК 1926 г.
был введен состав тайного или открытого похищения огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов из складов и хранилищ
РККА и некоторых других государственных учреждений и военизированных организаций (ст.
59ЗА).
В качестве наказания за данное преступление предусматривалось лишение свободы на срок не ниже одного года, а в случае применения похитителями насилия, опасного для жизни и здоровья лиц, несущих соответствующую охрану или наблюдение, лишение свободы на срок не ниже трех лет с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры социальной защиты расстрела с конфискацией
имущества114.
Меньшагин В.Д, указывал, что всякое хищение оружия "представляет собой значительную опасность, так как приобретенным преступным путем оружием могут воспользоваться враги народа и всякие другие противообщественные и хулиганствующие элементы при совершении посягательств на советское государство и отдельных граждан", а также "подрывает и ослабляет обороноспособность СССР"115.
До начала Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
проблема ответственности за незаконный оборот
предметов вооружения неоднократно оказывалась в центре внимания законодателя, причем исключительно с позиции её усиления.
Поэтапно к концу 30-х годов все относящиеся к указанной группе преступления, как и вновь введенные в УК, стали наказываться без каких либо различий лишением свободы на срок до пяти лет и конфискацией данных предметов.
Это такие деяния, как: покупка, хранение и продажа заведомо похищенного огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и малокалиберного) и огневых припасов к нему (ст.
164-а); тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и
мелкокалиберного) и огневых припасов к нему, если это действие не подпадает под признаки предусмотренного ст.
59ЗА 114 См.: Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г.
С изменениями до 1 августа 1929 г.
М.: Юридическо издательство НКЮ РСФСР, 1929.
С.
32 33.
115 Уголовное право.
Особенная часть.
Под ред, Герцензона А.А.
и Пионтковского А.А, М,: Юридическо издательство НКЮ СССР, 1939.
С.
146 147.


[стр.,51]

51 Кодекса (ст.
166-а)116; изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения (ч.
1 ст.

182)117; пересылка по почте или другими способами огнестрельного оружия (не охотничьего), взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ и предметов, как-то: порох, патроны и т.п.
(ч.
2 ст.
182)118.
Можно заключить, что основные недостатки УК РСФСР 1926 г.
в сфере уголовной ответственности за незаконный оборот предметов вооружения заключаются в слабой дифференциации наказания в зависимости от общественной опасности деяния и отсутствии составов неосторожных преступлений.
Значительные изменения законодательство об уголовной ответственности за незаконный оборот рассматриваемых предметов претерпело за годы действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.
В УК 1960 г.
появились составы неосторожных преступлений, наказание за различные по объективной стороне деяния было дифференцировано в соответствии с оценкой их общественной опасности.
Советский Союз к этому времени вышел из состояния террористического подавления любой потенциальной опасности для существующего строя.
Думается, что за деяния рассматриваемой группы приоритетной стала задача охраны от угроз населению и общественному порядку и спокойствию, а не государству.
В главе 10 "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения*' УК 1960 г.
предусматривал три состава преступления, связанные с незаконным оборотом предметов вооружения119.
Часть 1 ст.
217 УК устанавливала ответственность за нарушение правил хранения, использования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконную пересылку этих веществ по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия.
Наказывалось это деяние лишением свободы или исправительными работами на срок до одного года.
Те же действия, вызвавшие тяжкие последствия, согласно ч.
2 этой статьи влекли наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
116 См.: Там же, соответственно С.С.
287 и 263.
1,7 См,: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 1952 годов.
С.
366.
111 Там же.
119 См.: Сборник документов по истории уголовного II.
Законодательство РСФСР.
Г-----------и г ъ университета, 1995.
С.
86 87.
СССР и РСФСР (1953 1991 гг.).
Часть П.
Малков.
Казань: Издательство Казанского

[Back]