Проверяемый текст
Кузнецова, Надежда Ильинична; Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX - XXI столетий (Диссертация, 30 мая 2007)
[стр. 117]

выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический период» [269, с.
23] и «...экономическое сознание выступает, во-первых, как совокупность экономических идей, знаний, взглядов, суждений, чувств, настроений и других духовных образований.
Вовторых, в общественное экономическое сознание входят не все и не всякие экономические взгляды отдельных людей, а те, которые являются общественно значимыми для народа, класса и других социальных общностей.
Здесь проводится теоретическая грань между индивидуальным и общественным сознанием.
В-третьих, экономическое сознание это не только осознанные людьми знания, но и отношения к ним и к тем явлениям экономической жизни общества, с которыми они имеют дело в данный конкретный исторический период времени»
[268, с.
60].
В работе Г.Н.
Соколовой [327] экономическое сознание анализируется с различных точек зрения: онтологической, гносеологической и социальной.
Предлагая выделять материальную, управленческую и познавательные виды экономической деятельности, она так определяет экономическое сознание: «Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов.
Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени»
[327, с.
172].
Взгляды В.Д.
Попова и Г.Н.
Соколовой, приведенные нами выше, практически повторяют друг друга.
Однако в определении экономического мышления эти авторы принципиально расходятся.
В.Д.
Попов рассматривает
экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений, а результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.
Г.Н.
Соколова не может согласиться с таким определением, поскольку считает,
117
[стр. 86]

86 поведения; выработка черт характера, обеспечивающих грамотные «экономические поступки»; наличие экономической интуиции.
Экономическое мышление В.Д.
Попов определяет следующим образом: «Экономическое мышление проявляется в образованности, осведомленности, информированности» [269, с.
23].
«Экономическое мышление, считает В.Д.
Попов, понятие емкое, оно несет в себе и философский, и социологический, и психологический смысл».
Его интересуют в большей степени социальнопсихологические и педагогические стороны экономического мышления, иначе его воспитательная функция, то есть насколько оно является качеством или способностью мыслящего человека, свойством коллектива, социальной группы, в частности молодежи» [269, с.
17].
Этот же автор дает два различных определения понятия «экономическое сознание».
В его работе «Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе» это определение выглядит следующим образом: «...
экономическое сознание выступает как совокупность экономических идей, знаний, взглядов, суждений, чувств, настроений народа, класса и других социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический период» [270, с.
4].
В более поздней работе «Экономика плюс педагогика» В.Д.
Попов расширяет свое первоначальное определение экономического сознания, выделяя в нем три аспекта: «...экономическое сознание выступает, вопервых, как совокупность экономических идей, знаний, взглядов, суждений, чувств, настроений и других духовных образований.
Во-вторых, в общественное экономическое сознание входят не все и не всякие экономические взгляды отдельных людей, а те, которые являются общественно значимыми для народа, класса и других социальных общностей.
Здесь проводится теоретическая грань между индивидуальным и общественным сознанием.
В-третьих, экономическое сознание это не только осознанные людьми знания, но и отношения к ним и к тем явлениям экономической жизни общества, с которыми они имеют дело в данный конкретный исторический период времени»
[269, с.
60].


[стр.,87]

87 В работе Г.Н.
Соколовой [325] экономическое сознание анализируется с различных точек зрения: онтологической, гносеологической и социальной.
«Онтологический подход позволяет выявить природу, происхождение экономического сознания, его субстанцию.
Субстанцией экономического сознания ...
является материально-предметная деятельность человека ...
ее видом выступает ...
экономическая деятельность.
Экономическая деятельность и есть субстанционный фактор существования и развития экономического сознания» [325, с.
179].
Автор предлагает выделять материальную, управленческую и познавательные виды экономической деятельности.
Гносеологический подход основывается на известном положении: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное сознание.
Объектом отражения экономического сознания является экономическое отношение, складывающееся в процессе материальной деятельности под воздействием общественной потребности: «Экономическая потребность была и с течением времени все более становится пружиной прогресса в познании» [203, с.
7].
Социологический подход, согласно мнению Г.Н.
Соколовой, рассматривает социальный субъект отражения, являющийся носителем знания, или, по словам Ф.
Энгельса, «определенному сознанию соответствует ...
определенные люди и определенные обстоятельства» [203, с.
239].
Обобщая рассмотренные подходы, Г.Н.
Соколова так определяет экономическое сознание: «Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов.
Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени»
[325, с.
172].
Если это определение сравнить с определением В.Д.
Попова, приведенным нами выше, то видно, что они практически повторяют друг друга.
Однако в определении экономического мышления эти авторы принципиально расходятся.
В.Д.
Попов рас


[стр.,88]

88 сматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений.
Последние и входят, по его словам, в содержание экономического сознания.
В.Д.
Попов приходит к выводу, что результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются [270, с.
45].
Г.Н.
Соколова не может согласиться с таким определением, поскольку считает,
что такая формулировка не позволяет улавливать принципиальную разницу между экономическим сознанием и экономическим мышлением.
Она определяет экономическое мышление так: «...
традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни ...
экономическое мышление питается уже не познаниями действия и использования социальных законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания.
Оно представляет собой иную сущность, наполненную социально-экономическим содержанием ...
экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление с включенностью в социально-экономическую практику» [325, с.
175].
И далее: «Предлагаемый методологический подход дает возможность формировать теоретическую концепцию экономического сознания, исходя из анализа того, в какой-то мере оно отражает существующие экономические отношения и направлено на познание и сознательное использование социально-экономических законов» [325, с.
177].
В данном контексте оригинальна трактовка Г.Н.
Соколовой экономической культуры как способа взаимодействия экономического сознания и экономического мышления.
Однако в силу специфики ее исследования (экономическая социология) это определение не может претендовать на всеобщность.
Кроме того, некоторые ее рассуждения об экономических интересах и особен

[Back]