Проверяемый текст
Климов, Олег Викторович; Биофизический анализ и моделирование биомеханических показателей мышечных функций животных и человека (Диссертация 2004)
[стр. 57]

Таким образом, это говорит в пользу возможности как прямого, так и опосредованного влияния на интегративные механизмы мозга и функции периферической нервной системы [31,115-117].
По мнению Багодеевой А.М.
[17] тремор представляет собой колебательный процесс, включающий в себя вынужденные колебания, обусловленные сокращением мышечных волокон, и автоколебания, связанные с существованием в нервно-мышечной системе обратной связи и времени запаздывания в ней сигнала.
Для биофизики и физиологии НМС, несомненно, одно то, что глубокое понимание механизмов управления движениями позволило бы продвинуться и в вопросах диагностики двигательных расстройств,
и в проблеме совершенствования реабилитационных мероприятий при психоневрологической патологии, в качественной их оценке [31, 32, 116].
Такие знания в области организации тремора, его механизмов
организации и управления нашли бы применения в различных областях прикладной и трудовой деятельности, например, как критерий для экспертных оценок профессиональной пригодности и уровня тренированности спортсменов [40, 122] и др.
Во всех этих случаях возникает необходимость в разработке адекватных методов получения и обработки информации о
микроперемещениях тела человека или его частей и о возникновении утомления в биомеханических системах, обеспечивающих произвольные и непроизвольные движения человека в ходе трудовой деятельности или в спортивных тренировках [67,89, 122].
В завершение этого параграфа кратко остановимся на существующих методах регистрации тремора, так как от их качества зависит и качество моделей НМС.
При изучении механизмов двигательных функций человека-оператора,
классическим приемом является использование теста на зрительнодвигательное слежение.
Имеющая при этом место полнота включения в работу всех сложных функционально-динамических структур нервно-мышечного аппарата может обеспечить весьма глубокое и достаточно широкое их
57
[стр. 25]

Отдельный и особый интерес вызывают исследования, направленные на изучение влияния различных лекарственных средств на функциональное состояние нейромышечыых структур и всех отделов ЦНС; на изменение под их влиянием количественных и качественных характеристик двигательной активности.
Было показано [120], что препараты ноотропной группы, широко используемые в клинической практике для лечения расстройств центральной нервной системы, обладают способностью изменять электронейромиографические параметры функционального состояния периферической нервной системы, увеличивая скорость проведения по эфферентным и афферентным нервным волокнам.
Они способны повышать амплитуду мышечных ответов (М-ответ) и потенциала действия.
Таким образом, это говорит в пользу возможности как прямого, так и опосредованного влияния на интегративные механизмы мозга и функции периферической нервной системы
[35,36,118121].
По мнению Багодеевой А.М.
[25] тремор представляет собой колебательный процесс, включающий в себя вынужденные колебания, обусловленные сокращением мышечных волокон, и автоколебания, связанные с существованием в нервно-мышечной системе обратной связи и времени запаздывания в ней сигнала.
Для биофизики и физиологии НМС несомненно одно то, что глубокое понимание механизмов управления движениями позволило бы продвинуться и в вопросах диагностики двигательных расстройств
[36], и в проблеме совершенствования реабилитационных мероприятий при психоневрологической патологии, в качественной их оценке [35,36, 118].
Кроме того, такие знания в области организации тремора, его механизмов нашли бы применения в различных областях прикладной и трудовой деятельности, например, как критерий для экспертных оценок профессиональной пригодности и уровня тренированности спортсменов [44, 106] и др.
Во всех этих случаях возникает необходимость в разработке адекватных методов полученияи обработки информации о
24

[стр.,26]

микроперемещениях тела человека или его частей и о возникновении утомления в биомеханических системах, обеспечивающих произвольные и непроизвольные движения человека в ходе трудовой деятельности или спортивных тренировках [37,53, 77, 94,106].
1.2.
Биофизические аспекты утомления и утомляемости в условиях выполнения мышечной нагрузки человеком.
Научно-техническая революция 20-го века сдвинула традиционное физическое утомление рабочего в область психофизиологического утомления человека-оператора.
Теперь мы все чаще говорим о психическом перенапряжении на производстве и способах борьбы с ним.
В спорте наряду с увеличением мышечных нагрузок и развитием мышечного утомления на тренировках по-прежнему остается проблема и психического перенапряжения.
Таким образом проблема психофизиологического утомления остается актуальной и в области физиологии спорта, и в области физиологии труда.
Рассмотрим эту проблему подробно с позиций биофизики мышечного сокращения и кластерной регуляции со стороны всех ФСО человека.
Высокий уровень технологии современного производства, внедрение новых машин и инструментов привели к повышению уровня психических воздействий, а также механических статических (позных) и динамических воздействий на человека-оператора.
В этой связи мы все чаще говорим о психофизическом утомлении, подчеркивая при этом первооснову не энергетические компоненты, а, вполне возможно и в первую очередь, системные, функциональные блоки в развитии утомления.
Действие этих системных факторов существенно влияет на работоспособность и психофизиологическое состояние человека, а при длительном и интенсивном воздействии приводит к ряду профессиональных заболеваний.
Процессы, происходящие при этом в организме человека, связаны не только с энергетическими (по природе механическими) воздействиями, но и с 25

[стр.,34]

Классическим приемом при изучении механизмов двигательных функций человека-оператора, является использование теста на зрительно-двигательное слежение.
Имеющая при этом место полнота включения в работу всех сложных функционально-динамических структур нервно-мышечного аппарата может обеспечить весьма глубокое и достаточно широкое их
исследование.
Это делается чаще всего на основе создания математических функциональных моделей, отражающих те или иные важные для данного исследователя черты изучаемых процессов [1,2, 20, 26, 64].
Многочисленные примеры применения такого приема показали его целесообразность и возможность дальнейшего успешного использования.
В наших исследованиях мы также применяли тесты по регистрации латентных периодов зрительно-моторных и аудио-моторных реакций а также по показателям внимания и мышления.
Все эти тесты использовались нами как контрольные для подтверждения степени утомления в НМС и оценки степени корреляции этих показателей и показателей НМС.
Одновременно производилась оценка в изменении показателей вегетативного системокомплекса, как одного из базовых системокомплексов, управляемых фазатоном мозга.
В целом, все эти показатели скоррелированно дают информацию о ФМ и НМС спортсменов, работающих в условиях Севера РФ.
Рядом исследователей было предпринято изучение некоторых особенностей двигательных функций человека-оператора, ведущую роль в работе которого играет зрительно-двигательная координация.
Для этих исследований применяются различные электронные регистраторы процессов слежения ЭРПС [3739] один из них работает следующим образом [39].
На экране электронно-лучевой трубки этого прибора высвечивалась яркая точка-метка.
В экспериментах на экран наносилась ломаная кривая, размеры которых 2 см, 1 см и 0.5 см.
Оператор должен был, управляя двухкоординатной рукояткой, точно провести точку-метку по этой кривой.
Время обвода он выбирал произвольно в пределах от 1 0 сек.
до минимально возможного.
Регистрация ошибок обвода и времени производилась с помощью самописца.
33

[Back]