Проверяемый текст
Костюк, Михаил Федорович. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях (Диссертация 2000)
[стр. 74]

ния сложно предупредить.
Преобладающие усилия в индивидуальновоспитательной работе с этой категорией лиц должны быть направлены на выработку навыков контролировать свои эмоции, недопустимость совершения преступления в возникающих или существующих ситуациях.
Иное, в том числе и не установленное, решение совершить преступление было у 11,8% осужденных.
Провоцирующая криминогенная ситуация предшествовала 37,9 % случаев совершения преступления.
Ее основу образуют взаимоотношения между преступником и жертвой, а также способствующие этому обстоятельства
I места, времени, их состояния и т.
п.
Способствующая совершению преступления ситуация выявлена в 11,8 %
случаев.
К ней можно отнести отсутствие должного контроля и надзора за осужденными, наличие орудий и средств совершения преступления, отсутствие свидетелей, наличие соучастников, превосходство в физической силе, социальный статус осужденных и т.
п.
Нейтральная ситуация была выявлена в 33,3 %
случаев.
Для нее характерны бездействие и безразличие представителей администрации к выполнению своих служебных обязанностей и бездушное отношение к происходящему со стороны других осужденных.
Своевременное вмешательство администрации или иных лиц могло бы воспрепятствовать совершению преступления.
В качестве факторов, способствующих совершению преступления при сложившейся ситуации, следует назвать отсутствие должной правовой пропаганды, разъяснения уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм, перспективы досрочного освобождения и т.
д.

Затрудняющая ситуация совершения преступления была в 9,0 % случаев, а препятствующая
—у 8,0 % из числа изученных.
Совершение преступлений в этих ситуациях свидетельствует о высокой степени криминальной зараженности преступников, об их настойчивости в достижении преступного результата, что должно учитываться при назначении виновным наказания.
[стр. 240]

Принятие решения мгновенно в сложившейся ситуации (решение вызвано самой ситуацией, насильственные действия почти импульсивны) были в 28,8% случаев из числа изученных.
Психическое отношение виновного к совершенному преступлению характеризуется внезапно возникшим умыслом.
Такие преступления сложно предупредить.
Преобладающие усилия в индивидуально-воспитательной работе с этой категорией лиц должны быть направлены на выработку навыков контролировать свои эмоции, недопустимость совершения преступления в возникающих или существующих ситуациях.
Иное, в том числе и не установленное, решение совершить преступление было у 11,8% осужденных.
Провоцирующая криминогенная ситуация предшествовала 37,9% случаев совершения преступления.
Ее основу образуют взаимоотношения между преступником и жертвой, а также способствующие этому обстоятельства
места, времени, их состояния и т.п.
Способствующая совершению преступления ситуация выявлена в 11,8%
случаях.
К ней можно отнести отсутствие должного контроля и надзора за осужденными, наличие орудий и средств совершения преступления, отсутствие свидетелей, наличие соучастников, превосходство в физической силе, социальный статус осужденных и т.п.
Нейтральная ситуация была выявлена в 33,3%
случаях.
Для нее характерными являются бездействие и безразличие к выполнению своих служебных обязанностей представителей администрации и бездушное отношение к происходящему со стороны других осужденных.
Своевременное вмешательство администрации или иных лиц могло бы воспрепятствовать совершению преступления.
В качестве факторов, способствующих совершению преступления при сложившейся ситуации, следует назвать отсутствие должной правовой пропаганды, разъяснения уголовноправовых и уголовно-исполнительных норм, перспективы досрочного освобождения и т.д.

240

[стр.,241]

Затрудняющая ситуация совершения преступления была в 9% случаев, а препятствующая соответственно в 8% из числа изученных.
Совершение преступлений в этих ситуациях свидетельствует о высокой степени криминальной зараженности преступников, об их настойчивости в достижении преступного результата, что должно учитываться при назначении виновным наказания.

Важными при изучении личности преступника являются его взаимоотношения с потерпевшим.
Они могут выступать в роли факторов, способствующ их совершению преступления , сдерживающих или препятствующих этому.
Это определяется необходимостью воздействия на реальных или потенциальных потерпевших с тем, чтобы предотвратить, по возможности, насильственные посягательства в отношении этих лиц.
На необходимость изучения поведения и личности потерпевшего, как одно из условий эффективной борьбы с преступностью, неоднократно указывалось в юридической литературе185186.
Проведенные нами исследования позволяют проанализировать взаимоотношения между преступником и потерпевшим.
Незнакомыми на момент совершения преступления были всего лишь 4,9% осужденных.
Это можно объяснить стремлением завоевать преступный авторитет в начале отбывания наказания с юпользованием незначительного повода, 185 В ходе проводимого КБ.
Алиевым опроса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение различных видов насильственных преступлений, получены следующие данные: 85,7% опрошенных считают, что выбор жертвы был не случайным и вызван ее провоцирующим поведением противоправными или аморальными действиями ь отношении осужденного или его близких, состоянием алкогольного опьянения, ведением аморального образа жизни и пр.; 48,2% осужденных из этого числа заявили, что решение о совершении преступления принималось ими внезапно, в связи с провокацией со стороны потерпевшего (Алиен К.Б.
Учет виктимологических факторов при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы// Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний: Материалы секции научно-практической конференции «Человек: преступление и наказание».
М., 1992.
С.
128).
186 Франк Л.В.
Виктимология и нчктимность.
Душанбе, 1979; Па.чубиискии В.И Виктимологические аспекты профилактики преступлений.
М., 1980; Павлухин А Н.
Причины и условия умышленных убийств н исправительно-трудовых колониях.
Рязань, 1985.

[Back]