Проверяемый текст
Римская Марина Вадимовна. Социально-гигиенические аспекты реализации прав несовершеннолетних пациентов (15 - 17 лет) (Диссертация 2005)
[стр. 120]

120 правовых знаний у респондентов всех групп был недостаточным: "низкий” (врачи) и "крайне низкий" (пациенты).
Соответственно, данный фактор в совокупности с использованием не самых "компетентных" источников правовой информации (у врачей коллеги и СМИ, у
пациентов СМИ и друзья) обусловили весьма неблагоприятные тенденции, выявленные при изучении состояния информированности участников опроса.
Только несколько более трети врачей
и 13,6% пациентов знали об установленном законом возрасте (15 лет), с которого несовершеннолетний пациент может самостоятельно реализовать отдельные права, имели четкие представления об особенностях правового статуса пациента различного возраста при обращении за медицинской помощью.
В свою очередь, пациенты на практике преимущественно имеют дело с врачами, недостаточно осведомленными об особенностях правового статуса пациентов при получении платных медицинских услуг, возрасте наступления "медицинской дееспособности".
В отношении информированности респондентов об отдельных правах пациента выявлены следующие тенденции.
Врачи достаточно хорошо (на "высоком" уровне) осведомлены о наличии законодательной основы прав
пациента на согласие на медицинское вмешательство (Кц = 2,57), информацию о состоянии здоровья (К„ = 2,55), врачебную тайну (К„ = 2,64), несколько хуже (на "среднем" уровне) о праве на отказ от медицинского вмешательства (К„ = 2,13).
Однако при изучении показателей, характеризующих правильное понимание механизма реализации, нормативного содержания прав, выявлено явное снижение уровня информированности.
Таким
образом, в целом на "среднем" уровне врачи были информированы о правах на согласие (К„ = 2,03), отказ от медицинского вмешательства (К„ = 2,13), информацию о состоянии здоровья (К„ = 2,32) и врачебную тайну (К„ = 2,4).
Менее всего врачам известны установленные законом возрастные рамки предоставления подросткам прав
[стр. 151]

150 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение и анализ научных работ отечественных и иностранных авторов по проблемам правового обеспечения пациентов позволили установить практически полное отсутствие данных о этих вопросах, решаемых применительно к такой категории пациентов, как несовершеннолетние старше 15 лет.
В литературе встречаются лишь указания на необходимость повышения уровня правовой грамотности подростков, частично освещается вопрос о сложностях, возникающих у медицинских работников в связи с приданием подросткам особого, по сравнению с несовершеннолетними более младшего возраста, статуса пациента.
Таким образом, комплексное изучение вопросов, связанных с реализацией прав несовершеннолетних 1-5-17 лет в медицинской практике, являются важной и актуальной задачей.
При проведении исследования и сопоставлении показателей в трех основных группах (врачи, подростки, родители подростков) выявлены высокие уровень интереса к правовым вопросам и осознание необходимости их освоения всеми участниками исследования.
Однако уровень активности в получении правовых знаний у респондентов всех групп был недостаточным: "низкий" (врачи и родители) и "крайне низкий" (подростки).
Соответственно, данный фактор в совокупности с использованием не самых "компетентных" источников правовой информации (у врачей коллеги и СМИ, у
родителей СМИ, у подростков родители и друзья) обусловили весьма неблагоприятные тенденции, выявленные при изучении состояния информированности участников опроса.
Только несколько более трети врачей,
8,95% подростков и 13,96% родителей знали об установленном законом возрасте (15 лет), с которого несо* вершеннолетний пациент может самостоятельно реализовать отдельные права.
Имели четкие представления об особенностях правового статуса
подростка при обращении за медицинской помощью лишь 7,35% врачей.
Среди родителей только 31,75% осведомлены в целом о том, что у несовершеннолет

[стр.,152]

151 него в возрасте 15-17 лет существуют нрава, отличные от таковых у детей младшего возраста.
Таким образом, медицинские работники на практике наиболее часто имеют дело с родителями ребенка-пациента, считающими себя полноправными представителями его интересов, имеющими право единолично реализовать правовые гарантии, предоставленные законом подростку и с подростками, не осведомленными о наличии у них особого правового статуса.
В свою очередь, пациенты-подростки и их родители преимущественно имеют дело с врачами, недостаточно осведомленными об особенностях правового статуса этой категории пациентов, возрасте наступления "медицинской дееспособности".
В отношении информированности респондентов об отдельных правах пациента-подростка выявлены следующие тенденции.
Врачи достаточно хорошо (на "высоком" уровне) осведомлены о наличии законодательной основы прав
подростка на согласие на медицинское вмешательство (Кв = 2,57), информацию о состоянии здоровья (К„ = 2,55), врачебную тайну (К„= 2,64), несколько худее (на "среднем" уровне) о праве на.
отказ от медицинского вмешательства
(KD = 2,13).
Однако при изучении показателей, характеризующих правильное понимание механизма реализации, нормативного содержания прав выявлено явное снижение уровня информированности.
Так,
только 18,54% врачей уверены в необходимости получения согласия непосредственно у подростка (без участия его родителей), а 51,32% считают, что согласие родителей необходимо в обязательном порядке.
Считали, что право на отказ есть только у родителей более трети опрошенных, и лишь 43,04% указали на регламентированную законом возможность сохранения врачебной тайны подростка от его родителей.
Таким образом, в целом на "среднем" уровне врачи были информированы о правах на согласие (Кв = 2,03), отказ от медицинского вмешательства (К„ = 2,13), информацию о состоянии здоровья (К„ = 2,32) и врачебную тайну (1С„ = 2,4).


[стр.,160]

159 ВЫВОДЫ 1.
Изучение информированности врачей, подростков и родителей о особенностях правового положения несовершеннолетних пациентов в возрасте старше 15 лет позволило установить, что медицинские работники на практике наиболее часто имеют дело с родителями рсбенка-пациента, считающими себя полноправными представителями его интересов, имеющими право единолично реализовать правовые гарантии, предоставленные законом подростку и с подростками, не осведомленными о наличии у них особого правового статуса.
В свою очередь, пациенты-подростки и их родители преимущественно имеют дело с врачами, недостаточно осведомленными об особенностях правового статуса этой категории пациентов, возрасте наступления "медицинской дееспособности".
2.
Общий уровень информированности участников исследования о правах пациентов оценивался как «средний» (К в = 2,08) в отношении врачей; «низкий» (К п =2,0) подростков; «низкий» (К р = 1,91) родителей.
На "среднем" уровне врачи были информированы о правах на согласие (К„ = 2,03), отказ от медицинского вмешательства
(Кв = 2,13), информацию о состоянии здоровья (К„ = 2,32) и врачебную тайну (Кв = 2,4).
Подростки, в целом, наилучшим образом ("высокий" уровень) информированы о праве пациента на информацию о состоянии здоровья (Кп = 2,84), несколько менее ("средний" уровень) о праве на отказ от медицинского вмешательства (К „ = 2,49) и хуже всего ("низкий" уровень) о правах на согласие (К п= 1,9) и врачебную тайну (К „= 1,97).
Родители наиболее хорошо (на "среднем" уровне) были информированы о праве несовершеннолетних 15-17 лет на информацию о состоянии здоровья (К р = 2,48).
"Низкий" уровень информированности отмечен в отношении прав на согласие (К р = 1,85) и отказ от медицинского вмешательства (К р= 1,77), врачебную тайну (К р= 1,85).

[Back]