Проверяемый текст
Римская Марина Вадимовна. Социально-гигиенические аспекты реализации прав несовершеннолетних пациентов (15 - 17 лет) (Диссертация 2005)
[стр. 123]

123 степень психического состояния пациента, его способность принимать адекватные клинические решения, и в определенных законом случаях возлагать ответственность за них на законных представителей.
Таким образом, факторами, обусловливающими "низкий" уровень реализации прав пациента, являются недостаточная правовая информированность о механизмах осуществления прав пациентов, правовой нигилизм (заведомое отрицание и игнорирование на практике известных норм закона), высокая степень беспокойства за здоровье
пациента.
Обобщая полученные результаты экспертной оценки медицинской документации, можно выделить следующие принципиальные моменты, касающиеся реализации прав пациента.
Письменная фиксация права пациента на согласие на медицинское вмешательство выявлена в половине рассмотренных случаев.

Процедура оформления отказа пациента от медицинского вмешательства в соответствии с положениями закона соблюдалась только в 50% случаев.

Во всех случаях наблюдения отсутствовало указание на проведенную с пациентом беседу о последствиях отказа.
Указание на круг лиц, имеющих право на получение информации о пациенте, а также объем сведений, которые могут быть им переданы врачом, отсутствовало в 100% случаев наблюдения.
Таким образом, существующие в настоящее время подходы к оформлению прав пациента
не позволяют говорить о полноценном обеспечении его прав при получении медицинской помощи.
Неудовлетворительное состояние правовой информированности
пациентов в сфере оказания медицинской помощи, обусловливающее, в том числе, недостаточную степень активности пациентов в реализации своих прав и снижающее уровень правового обеспечения процесса оказания медицинской помощи свидетельствует о необходимости поиска и внедрения наиболее реальных и эффективных подходов к правовом}' просвещению пациентов.
Предложенный научно обоснованный комплекс мероприятий по правовому
[стр. 156]

155 подростка, его способность принимать адекватные клинические решения, и в определенных законом случаях возлагать ответственность за них на законных представителей (родителей).
Таким образом, факторами, обусловливающими "низкий" уровень реализации прав пациента-подростка, являются недостаточная правовая информированность о механизмах осуществления прав пациентов, правовой нигилизм (заведомое отрицание и игнорирование на практике известных норм закона), высокая степень беспокойства за здоровье
подростка, неверие в его возможности самостоятельно принимать клинические решения, переоценка роли родителей.
Обобщая основные положения о реализации прав подростков по данным опроса самих несовершеннолетних, можно сделать заключение, что только реализация права на информацию находилась на "среднем" уровне (Кп = 2,26).
Все остальные изученные правовые гарантии (право на согласие (Кп = 1,95) и отказ от медицинского вмешательства (Кп = 1,64), врачебную тайну(К„= 1,57)) соблюдались в медицинских учреждениях на "низком" уровне.
Во многом данная ситуация связана с невысоким уровнем правовой грамотности самих подростков и "крайне низкой" активностью в стремлении реализовать свои права (например, в отношении врачебной тайны).
Но достаточно часто наблюдалось и определенное "противодействие" медицинских работников, не желающих, по тем или иным причинам, соглашаться с подростком.
Так, только 46,76% подростков встречались с ситуациями, когда врач лично у них спрашивал согласие на медицинское вмешательство, при попытке отказа подростка от той или иной процедуры врачи преимущественно (в 55,71%) случаев проводили вмешательство, т.е.
игнорировали мнение пациента.
Только 44,35% подростки указывали, что в случае обращения к медицинскому работнику с просьбой о предоставлении информации о состоянии здоровья, последний предоставлял полные и удовлетворившие пациента сведения, а 14,28% отметили, что врач отказался разговаривать с ними, сославшись на то, что все рассказал родителям.
В ситуации, когда подростки просили врача

[стр.,158]

157 лей.
С учетом данных их опроса к "низкому" можно отнести уровень реализации прав на согласие (Кр = 1,93) и отказ от медицинского вмешательства (Кр = 1,67), врачебную тайну (Кр =1,98), и только права на информацию к "высокому" (Кр = 2,67).
Подобное положение обусловлено тем, что только 35,66% респондентов данной группы встречались с ситуациями, когда врач спрашивал о согласии на вмешательство самого ребенка; при отказе подростка от процедуры 77,55% врачей проводили вмешательство; в 42,17% случаях обращения подростка к врачу в тайне от родителей последние узнавали об этом от врача.
Общий уровень реализации прав пациента-подростка по данным опроса родителей был отнесен к "среднему" в основной группе (К р = 2,06), "низкому" в группе часто обращающихся за медицинской помощью (Кр = 1,96) и "среднему" в группе редко обращающихся (К р= 2,13).
Обобщая полученные результаты экспертной оценки медицинской документации, можно выделить следующие принципиальные моменты, касающиеся реализации прав пациента-подростка.
Письменная фиксация права пациента-подростка на согласие на медицинское вмешательство выявлена в половине рассмотренных случаев,
при этом в его оформлении чаще принимают участие родители, а сами подростки только в 1/3 случаев.
Процедура оформления отказа пациента-подростка от медицинского вмешательства в соответствии с положениями закона соблюдалась только в 50% случаев.
Во всех случаях наблюдения отсутствовало указание на проведенную с пациентом беседу о последствиях отказа.
Указание на круг лиц, имеющих право на получение информации о пациенте, а также объем сведений, которые могут быть им переданы врачом, отсутствовало в 100% случаев наблюдения.
Таким образом, существующие в настоящее время подходы к оформлению прав пациента
подростка не позволяют говорить о полноценном обеспечении его прав при получении медицинской помощи.
Неудовлетворительное состояние правовой информированности
как несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет, так и их родителей в сфере оказа

[стр.,162]

рованность о механизмах осуществления прав пациентов, правовой нигилизм (заведомое отрицание и игнорирование на практике известных норм закона), высокая степень беспокойства за здоровье подростка, неверие в его возможности самостоятельно принимать клинические решения, переоценка роли родителей, пол подростка, обращающегося за медицинской помощью (достоверно ниже был уровень реализации прав юношей).
6.
Существующие в настоящее время подходы к оформлению прав пациента
подростка не позволяют говорить о полноценном обеспечении его прав при получении медицинской помощи: письменная фиксация права пациента-подростка на согласие на медицинское вмешательство выявлена в половине рассмотренных случаев, при этом сами подростки в его оформлении принимали участие только в 1/3 случаев.
Процедура оформления отказа пациента-подростка от медицинского вмешательства в .соответствии с положениями закона соблюдалась только в 50% случаев.

7.
Предложенная научно обоснованная модель системы правового просвещения пациентов-подростков и их родителей, содержащая основные цели, задачи, принципы и субъекты и компоненты, может быть использована для оптимизации правового обеспечения процесса оказания медицинской помощи несовершеннолетним пациентам.
161

[Back]