Проверяемый текст
Глазкова Мария Евгеньевна. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе (Диссертация 2010)
[стр. 28]

28 Как справедливо отмечается в литературе, системный анализ положений раздела 3 части 3 Венской конвенции о праве международных договоров и статьи 32 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позволяет прийти к выводу, что правовые позиции Европейского Суда, вырабатываемые им в ходе рассмотрения конкретных дел, выражают согласованную волю участников Конвенции в отношении порядка толкования данного международного договора и протоколов к нему1.
Европейский Суд, руководствуясь принципом верховенства права, решает все спорные вопросы, связанные как с толкованием «наднационального права», так и с его применением2.
Иными словами, содержание европейских стандартов прав человека заключено в конвенционных нормах, применяемых в контексте правовых позиций Европейского Суда.
В этой связи конвенционное истолкование является неотъемлемой частью самого содержания указанных норм и, как следствие, закрепленных ими стандартов.
Данная позиция имеет сторонников в юридической литературе3.
Таким образом, европейские стандарты прав человека (в том числе в сфере отправления правосудия) являются частью российской правовой системы, во-первых, в силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, во-вторых, ввиду их воспроизведения в ряде норм национального законодательства.
При этом правовые позиции, высказанные Европейским Судом относительно толкования и применения норм Конвенции, являются частью вышеуказанных стандартов и раскрывают содержание или требования к реализации последних.
В этой связи практика Европейского Суда по правам человека, содержащая толкование норм Конвенции, подлежит обязательному учету в право1 См.: Гчазкова М.Е.
Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: Автореферат дис...
к.ю.н.
М., 2010.
С.
13.
2 См.: Марченко М.Н.
Верховенство права Европейского союза по отношению к национальному праву государств-членов // Журнал российского права.
2009.
№ 5.
С.
124.

5 См., например: Бондарь Н.С.
Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // Журнал российского права.
2006.
№ 6.
С.

116.
[стр. 19]

19 правовую систему повлекла внесение значительных изменений в российское законодательство, обусловила влияние международных норм на судебную практику и доктрину.
Признание прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, включение последних в состав российской правовой системы, а также приоритет правил международного договора при возникновении коллизии с нормами национального законодательства были закреплены на конституционном уровне (ч.4 ст.
15, ч.1 ст.
17 Конституции Российской Федерации).
Что касается соотношения норм Конвенции с положениями Основного Закона, принципиальный подход к разрешению данного вопроса был выработан Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 30.11.2000 №15-П).
При возникновении коллизии конституционным нормам отдается приоритет, если они предусматривают более высокий стандарт гарантирования прав, и свобод человека и гражданина, чем установленный-в* международных обязательствах России* (в нашем случае в положениях Конвенции)1.
Следует отметить, что осуществление международных обязательств за счет использования механизма «имплементации» (от англ, implementation — осуществление, проведение в жизнь, выполнение, реализация) предопределяется требованиями принципа добросовестного соблюдения международных обязательств, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, соответствующих им договоров и соглашений, международно-правовых обычаев и определенных решений межправительственных организаций2.
Юридический термин «имплементация» прочно укоренился в доктрине международного права (как отечественной, так и зарубежной) и понимается как деятельность государства в лице его уполномоченных органов, направленная на реализацию обязательств, 1 См., например: Бондарь Н.С.
Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // Журнал российского права.
2006.
№ 6.-С.

117.
2 См.: Тиунов О.И.
Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств // Международное право и национальное законодательство.
М.: Эксмо, 2009.
С.
208.


[стр.,27]

Т1 договоров и ст.
32 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
на наш взгляд, позволяет прийти к следующему выводу.
Правовые позиции Европейского Суда, вырабатываемые им в ходе рассмотрения конкретных дел, выражают согласованную волю участников Конвенции в отношении порядка толкования данного международного договора и протоколов к нему.

При этом, как правомерно отмечается в литературе, понимание сущности и назначения конвенционных норм российскими судами (которые также осуществляют толкование применяемых ими правовых норм) уступает приоритету позиции Европейского Суда’.
Последний, руководствуясь, принципом верховенства права, решает все спорные вопросы, связанные как с толкованием «наднационального права», так и с его применением2.
Таким образом, практика Европейского Суда по правам человека, содержащая толкование норм Конвенции, подлежит обязательному учету в правоприменительной деятельности российских судов независимо от страны, в отношении которой принято решение, и наличия или отсутствия у неестатуса формально-юридического источника.
Такое понимание значения правовых позиций Европейского Суда поддерживается высшими национальными судами.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно ссылался на примеры толкования конвенционных норм Европейским Судом3 и не только отмечал обязательный характер практики последнего, но и признал ее в качестве составной части российской правовой 1 См., например: Нешатаева Т.Н.
О компетенции Европейского Суда по правам человека в отношении имущественных прав // Вестник ВАС РФ.
1999.
— № 4.
С.
96.
2 См.: Марченко М.Н.
Верховенство права Европейского союза по отношению к национальному праву государств-членов // Журнал российского права.
2009.
№ 5.
С.
124.

3 См., например: п.2 Постановления от 25.03.2008 № 6-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Товарищество застройщиков», открытого акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» и открытого акционерного общества «ТНК-ВР Холдинг» // СЗ РФ.
2008.
№ 13.
Ст.
1352; п.З Постановления от 16.06.2009 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю.
Карелина, В.К.
Рогожкина и М.В.
Филандрова» И СЗ РФ.
2009.
№ 27.
Ст.
3382; п.2 Определения от 21.10.2008 № 719-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дубовицкой Тамары Петровны, Касина Василия Ивановича и других на нарушение, их конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультанПлюс».


[стр.,238]

238 правосудие в России.
— Т.1.
М.: Мысль, 2004.
702 с.
137.
Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю.
Экономическое (коммерческое) правосудие в России.
Т.З.
М.: Мысль, 2005.
— 830 с.
138.
Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю.
Экономическое (коммерческое) правосудие в России.
Т.4.
М.: «Мысль», 2006.
— 888 с.
Публикации в научных журналах: 139.
Андреева Т.К., Зайцева А.Г.
Принцип состязательности в новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации // Вестник ВАС РФ.
2002.
№ 12.
С.
66-76.
140.
Анишина В.И.
Влияние решений Европейского суда по правам человека на российское правосудие // Международное публичное и частное право.
2007.
№ 1.
С.
59-62.
141.
Анишина В.И.
Конституционные принципы судопроизводства // Российское правосудие.
2008.
№ 1.
С.
33-39.
142.
Анишина В.И.
Проблемы применения российскими судами решений Европейского суда по правам человека // Международное публичное и частное право.
2008.
№ 2.
С.
14-17.
143.
Берестнев Ю.Ю.
Российская правовая система и европейские стандарты И Российская юстиция.
2001.
№ 1.
С.
14-15.
144.
Бондарь Н.С.
Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ // Журнал российского права.
2006.
№ 6.
— С.

113-127.
145.
Борисова Е.А.
Правовая определенность и право на справедливое судебное разбирательство // Законодательство.
2010.
№ 8.
С.
76-82.
146.
Бранденбургский А.Я.
Роль суда в гражданском процессе // Еженедельник советской юстиции.
1923.
№ 11.
С.
234-236.
147.
Будаев К.А.
Защита прав и свобод человека и гражданина одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации И Конституционное и муниципальное право.
— 2009.— № 5.
— С.
2629.

[Back]