Проверяемый текст
Глазкова Мария Евгеньевна. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе (Диссертация 2010)
[стр. 72]

72 ская Федерация признала ipso facto и без специального соглашения обязательной юрисдикцию Европейского Суда по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения положений этих договорных актов.
Таким образом,
государства-участники наделили Европейский Суд полномочием осуществлять официальное толкование конвенционных норм в целях их применения, соответствующего духу Конвенции.
В этой связи и учитывая правила части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, правовые позиции Европейского Суда как положения конвенционного истолкования, по нашему мнению, имеют большую юридическую силу по отношению к положениям национального законодательства.
Что касается их соотношения с конституционными нормами, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30.11.2000 № 15-П, напрашивается следующий вывод.
В тех случаях, когда Конституция Российской Федерации (в толковании Конституционного Суда Российской Федерации) предусматривает более высокий стандарт гарантирования прав и свобод человека и гражданина, чем установленный в положениях Конвенции (смысл которых выявлен Европейским Судом), применению подлежат конституционные нормы.
Соответственно, если более высокий уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина вытекает из норм Конвенции, раскрытых в правовых позициях Европейского Суда, то последние имеют приоритетное значение перед конституционными положениями, истолкованными Конституционным Судом Российской Федерации.
В настоящее время вопрос соотношения конвенционного истолкования гарантий прав и свобод с внутригосударственным толкованием национальных правовых норм, закрепляющих соответствующие гарантии, приобретает новый виток развития.
Проблема переходит из разряда научно-теоретических в число практических, а выбор способа ее разрешения может иметь серьезные последствия для статуса России как правового государства и добросове
[стр. 21]

21 Российская Федерация признала ipso facto и без специального соглашения обязательной юрисдикцию Европейского Суда по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения положений этих договорных актов1.
Таким образом,
нормы данного регионального международного акта в сфере прав человека, отражающие «стандарты» последних, не только имплементированы в национальную правовую систему, но и обеспечены международным механизмом контроля за их соблюдением государствамиучастниками в нормотворческой и правоприменительной деятельности на национальном уровне.
Учитывая то обстоятельство, что к числу государственных органов, осуществляющих правоприменение, относятся и суды судебной системы Российской Федерации, влияние норм Конвенции на отправление правосудия в России представляется бесспорным.
Вместе с тем, не менее существенное воздействие на практику оказывает деятельность Европейского Суда по правам человека.
1.3.
О правовой природе и влиянии практики Европейского Суда по правам человека на деятельность российских судов Европейские стандарты, в том числе в сфере отправления правосудия, в силу специфики их формирования не являются статичным понятием.
Часть из них получила нормативное закрепление в положениях Конвенции.
Тем не менее, их содержание с течением времени расширяется за счет практики толкования и применения Европейским Судом конвенционных норм, что обеспечивает актуальность действия последних.
Как отмечается в литературе, обратная связь между Конвенцией и учрежденным ей контрольным механизмом проявляется в том, что последний указывает направления ее развития путем толкования ее положений2.
Это позволяет применять закрепленные данным международным договором 1 См.: Ст.1 Федерального закона от 30.03.1998 №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ.
1998.
№ 14.
Ст.
1514.
2 См.: Николаев А.М.
Проблемы реформирования Европейского суда по правам человека на современном этапе // Конституционное и муниципальное право.
2008.
-№ 15.
С.
15.

[Back]