Проверяемый текст
Дмитриевская-Нильссон, Юлия Анатольевна. Международное эсперанто-движение как субъект межкультурной коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 45]

45 дит в герменевтику теологическую проблематику.
К.Д.Апель
представляет позитивистский вариант герменевтики.
Одним из фундаментальных направлений герменевтической традиции, имеющим непосредственное отношение к проблемам межкультурного диалога, является структурализм, который с самого начала своего существования противопоставил себя «философии существования» с ее иррационализмом и субъективизмом.
Суть структурализма с момента его возникновения заключается в использовании формальных структурных методов (присущих, как считалось, лишь естественным наукам) в области гуманитарных наук (лингвистике, литературоведении, этнографии и т.п.)1.
Это обстоятельство сближало структурализм с позитивизмом.
Поэтому сторонники феноменологии и экзистенциализма подвергли его острой критике за сциентизм и «антигуманизм».
Структурализм (как философская теория и соответствующий ей
мел тод) и герменевтическая тенденция в философии имеют общее основание , которое проявляется в самых существенных моментах их воззрений.
Так же как и герменевтика, структурализм делает предметом познания мир духовной культуры, который образуется и существует лишь в процессе межличностной коммуникации.
Вся духовная деятельность (и ее результат духовная культура) выражается и формируется в языке.
Эта деятельность исторически, социально и психологически обусловлена.
Язык рассматривается в знаково-символическом (семиотическом) плане как некоторая кодовая система (структура).
В основе кодов лежат неосознанные глубинные структуры, относящиеся к области бессознательного.
Именно эти структуры составляют скрытые закономерности, которым
бессознательно следует человек.
Они являются глубинными пластами всей человеческой культуры, скрывающимися за словами, образами, знаками, которыми
опе*Ряд видных представителей философии структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко) получили положительные результаты, применяя структурные методы в лингвистике, этнографии, социологии, истории.
Б.Рассел, А.Уайтхед, Р.Карнап и другие представители логического позитивизма были одновременно основателями специального направления в методологии математики логицизма, внесшего существенный вклад в развитие математики.

См.
Автономова Н С.
Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи».
// Фуко М.
Слова и вещи.
М.: Прогресс, 1977.
[стр. 33]

33 V I M >i' ч, '4^ i* ■ • V естественно-научного знания видят на путях «трансцендентальной» герменевтики.
Э.
Корет вводит в герменевтику теологическую проблематику.
К.

О.
Апель[3] представляет позитивистский вариант герменевтики.
Одним из фундаментальных направлений герменевтической традиции, имеющим непосредственное отношение к проблемам межкультурного диалога, является структурализм, который с самого начала своего существования противопоставил себя «философии существования» с ее иррационализмом и субъективизмом.
Суть структурализма с момента его возникновения заключается в использовании формальных структурных методов (присущих, как считалось, лишь естественным наукам) в области гуманитарных наук (лингвистике, литературоведении, этнографии и т.
п.).1 Это обстоятельство сближало структурализм с позитивизмом, поэтому сторонники феноменологии и экзистенциализма подвергли его острой критике за сциентизм и «антигуманизм».
Структурализм (как философская теория и соответствующий ей
метод) и герменевтическая тенденция в философии имеют общее основание!^167, с.
5 30], которое проявляется в самых существенных моментах их воззрений.
Так же как и герменевтика, структурализм делает предметом познания мир духовной культуры, который образуется и существует лишь в процессе межличностной коммуникации.
Вся духовная деятельность (и ее результат духовная культура) выражается и формируется в языке.
Эта деятельность исторически, социально и психологически обусловлена.ч Язык рассматривается в знаково-символическом (семиотическом) плане как некоторая кодовая система (структура).
В основе кодов лежат неосознанные глубинные структуры, относящиеся к области бессознательного.
Именно эти структуры составляют скрытые закономерности, которым
бес1ряд видных представителей философии структурализма (К.
Леви-Стросс, М.
Фуко) получили положительные результаты, применяя структурные методы в лингвистике, этнографии, социологии, истории.
Б.
Рассел, А.
Уайтхед, Р.
Карнап и другие представители логического позитивизма были одновременно основателями специального направления в методологии математики логицизма, внесшего существенный вклад в развитие математики.


[стр.,34]

сознательно следует человек.
Они являются глубинными пластами всей человеческой культуры, скрывающимися за словами, образами, знаками, которыми
оперирует человек.
Основанием кодов являются отношения в мире вещей, которые описываются в образной и метафорической форме как отношения места, пригнанности, соприкосновения, соперничества, приметы, симпатии, подобия и т.д.[167] Эти отношения трансформируются в практической деятельности людей в каждую историческую эпоху в виде подсознательного кода.
Этот последний определяет структуру языка, лежащего в основе всякой деятельности.
«Основополагающие коды любой культуры, управляющие языком, ее схема восприятия...
определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых он будет ориентироваться»[167, с.
62 92].
Наши теории и их истолкования это другой конец нити по отношению к вещам.
Задача познания «выявить эпистемологическое поле — эпистему»1, в которой познание, рассматриваемое вне всякого критерия его рациональной ценности или объективности его форм, утверждает свою позитивность и обнаружи-* вает свои возможностей167, с.
39].
Иначе говоря, задача заключается в том, чтобы выявить структуру реально функционирующего познания, которая, учитывая знаково-символическую форму языка, не является отражением реального мира, хотя и складывается под его воздействием.
Мы познаем не вещи, а исторически определенную «эпистему».
Познание вещей, их понимание растворяются в структурных отношениях познавательного, языкового процесса2.
1Следует подчеркнуть, что понятие «эпистемы» значительно шире понятия «парадигмы».
2 Не случайно К.
Леви-Стросс «эпистему» называл «дискурсом» , а Л.
Гольдман «бытием».

[Back]