Проверяемый текст
Дмитриевская-Нильссон, Юлия Анатольевна. Международное эсперанто-движение как субъект межкультурной коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 73]

73 го или иного коммуникативно-познавательного замысла-намерения, возникает как равнодействующая, по меньшей мере, трех факторов: 1) проблемной жизненной ситуации субъекта коммуникации (т.е.
стечения значимых для индивида жизненных обстоятельств, воспринимаемых как актуальные и требующие разрешения с помощью тех или иных средств)1; 2) намерений субъекта (отрефлексированных мотивов как внутреннего побуждения к желаемому результату или спонтанного проявления активности); 3) избранной им технологии, т.е.
набора приемов воплощения своего коммуникативно-познавательного замысла.
Трактовка текста как коммуникативно-познавательной единицы, а текстовой деятельности как механизма социокультурной коммуникации содержит идею опредмечивания в акте общения специфической потребности социальных субъектов в диалоге и партнерстве, которая вызвана стремлением решить в диалогическом акте жизненно важные проблемы.
В свою очередь, это выводит нас на два важнейших условия эффективности социокультурного диалога: а) наличие нравственной установки субъекта коммуникации на понимание, помощь;
б) способность к идентификации (самоотождествлению) с проблемной жизненной ситуацией других субъектов.
Лишь на основе
идентификации возможна смысловая коммуникация «эффект диалога» возникает благодаря адекватному истолкованию коммуникативных замыслов партнера при обмене действиями порождения и интерпретации текстовсообщений.
Психологическими предпосылками идентификации являются эмпатия (способность понимать и чувствовать внутренний мир другого субъекта) и конгруэнтность (степень соответствия между сообщаемым,
испы1Такие ситуации, или «проблемные синдромы», нередко вызывают внутреннюю напряженность, активизируя поиск решений, актуализируемый в коммуникативно-познавательных и материально-практических действиях, причем первые могут предшествовать, сопутствовать и (или) следовать вторым, а могут совершаться и в полном или временном отрыве от них.
[стр. 41]

-4£s 4 .
& \ ,iv 7 А1 РОССИЙСКА 41 ГОСУДАРСТВЕН ЛЫ«0 IE тропокультурные образования, интегрирующие объективные свойства среды с индивидуальной интерпретацией юс личностью, «стечения» значимых для человека событий и обстоятельств его жизни, преломленные в его собственном сознании и требующие от него определенных действий.
В поисках выхода из таких ситуаций люди используют все доступные им средства, в том числе и коммуникативные.
Текст-сообщение как коммуникативная единица, порождение которой детерминировано внутренней потребностью субъекта в реализации того или иного коммуникативно-познавательного замысла-намерения, возникает как равнодействующая, по меньшей мере, трех факторов: 1) проблемной жизненной ситуации субъекта коммуникации (т.е.
стечения значимых для индивида жизненных обстоятельств, восприни маемых как актуальные и требующие разрешения с помощью тех или иных средств)1; 2) намерений субъекта (отрефлексированных мотивов как внутреннего побуждения к желаемому результату или спонтанного проявления активности); 3) избранной им «технологии», т.е.
набора приемов воплощения своего коммуникативно-познавательного замысла.
Трактовка текста как коммуникативно-познавательной единицы, а текстовой деятельности как механизма социокультурной коммуникации содержит идею опредмечивания в акте общения специфической потребности социальных субъектов в диалоге и партнерстве, которая вызвана стремлением решить в диалогическом акте жизненно важные проблемы.
В свою очередь, это выводит нас на два важнейших условия эффективности социокультурного диалога: а) наличие нравственной установки субъекта коммуникации на понимание, помощь
и б) способность к идентификации (самоотождествлению) с проблемной жизненной ситуацией других субъектов.
Лишь на основе
идентифика1 Такие ситуации, или «проблемные синдромы», нередко вызывают внутреннюю напряженность, активизируя поиск решений, актуализируемый в коммуникативно-познавательных и материально-практических действиях, причем первые могут предшествовать, сопутствовать и (или) следовать вторым, а могут совершаться и в полном или временном отрыве от них.
ЧЧ

[стр.,42]

ции возможна смысловая коммуникация «эффект диалога» возникает благодаря адекватному истолкованию коммуникативных замыслов партнера при обмене действиями порождения и интерпретации текстовсообщений.
Психологическими предпосылками идентификации являются эмпатия (способность понимать и чувствовать внутренний мир другого субъекта) и конгруэнтность (степень соответствия между сообщаемым,
испытываемым и наличным в опыте).
Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщаемое (то, что человек выражает), испытываемое или сознаваемое (то, что человек замечает) и наличное (то, что происходит в процессе коммуникации) более или менее одинаковы (К.
Роджерс)[130].
Неконгруэнтность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом и сообщением об опыте1.
Неконгруэнтность между сознанием и опытом Роджерс называется репрессией.
Человек не сознает, что он делает2.
Неконгруэнтность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности думает и чувствует.
Такого рода неконгруэнтность в коммуникации часто воспринимается как лживость, неискренность3.
Неконгруэнтность может ощущаться как напряжение, тревога, иногда как внутреннее замешательство.
Способность к успешному диалогу демонстрируют те люди, коммуникация которых (т.е.
их коммуникативное намерение) детерминирована потребностью в самоактуализации.
Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуавизирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие себя, других, природы; спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувство сопричастности, единения с другими; более глубокие межлично1 Например, маленькие дети отличаются высокой конгруэнтностью, они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом.
2 Поэтому педагогика и психотерапия направлены на устранение неконгруэнтности, они помогаютлюдям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства.
3 Однако нередко человек не способен выражать свои реальные эмоции или из-за страха, или в силу привычки к скрытности.

[Back]