78 ний, способов постижения мира, идеалов и смыслов человеческой жизни. Социально-интегративная функция межкультурной коммуникации состоит в ориентации на социальное партнерство, диалог и тем самым на воспроизводство социальности, а значит, на формирование «коммуникативных сетей», т.е. того «вещества» социальности, в котором возникают, воспроизводятся, взаимодействуют и развиваются разнообразные субъекты социокультурного действия. Социальная коммуникация, понимаемая как текстовая деятельность, является одним из ключевых социокультурных механизмов включения сознания не только в воспроизводство социальности как таковой, но и в воспроизводство и эволюцию Вселенной1. Межкультурная коммуникация осуществляется на самых разных уровнях, протекает как в синхронической, так и диахронической плоскости2. Подобный подход к анализу социокультурной коммуникации вполне правомерен, ибо культура это не только явление, находящееся в пространстве «здесь и теперь». Как духовная целостность, она живет в большом историческом времени, на равных включающем как настоящее, так и прошлое. И диалог с культурным прошлым является средством понимания и реинтерпретации идей и мыслей в контексте сегодняшних проблем, способом расширения горизонтов самосознания общества. Проблемное поле философско-герменевтического анализа социокультурной коммуникации детерминировано не только сугубо теоретическими задачами, но и теми противоречиями, которые сопровождают процесс интенсификации межкультурных контактов. Дело в том, что сегодняшняя социокультурная ситуация в мире ха1См.: Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии// ОНС, 96. -№ 3. С. 145-152. 2 Например, с этой позиции диалог современной философии с концептуальными идеями русской философской мысли конца 19 начала 20 века можно рассматривать как диалог культур, который в новом социокультурной контексте, в новом проблемном пространстве вскрывает иные грани и глубины мысли русских философов о соборности, общинности, евразийском пути развития России, специфике российской духовности и т.д. И диалог этот вполне реальный, ибо встречающиеся в напряженном коммуникативно-смысловом пространстве идеи-голоса живых и «мертвых» обнаруживают все атрибуты социокультурной коммуникации интенциональность, энергию реального взаимодействия как сложного процесса порождения и обмена текстами-сообщениями. |
10 % •л* вызывает одновременно неприятие и даже враждебность по отношению к представителям других культур и этнокультурных сообществ. Таким образом, основная проблема, характерная для сегодняшней социокультурной ситуации, определяется противоречием между процессами консолидации мирового сообщества и стремлением отдельных народов и стран к обособлению. Социально-культурная коммуникация в контексте философскокультурологической проблематики рассматривается не только как социально-детерминированное явление, решающее прагматические проблемы сосуществования различных культур, этносов, наций, государств, но и как важнейший механизм саморазвития культуры, фактор обеспечения культурной преемственности, как процесс и механизм диалога культур, в результате которого каждый партнер по коммуникации осознает и обретает свою индивидуальность, самобытность. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» составляет основу их развития, он позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность , которые обнаруживаются и раскрываются в зоне коммуникации и взаимосоотнесения ценностей, норм, значений, мировоззрений, способов постижения мира, идеалов и смыслов человеческой жизни. Социально-интегративная функция межкультурной коммуникации состоит в ориентации на социальное партнерство, диалог и тем самым на воспроизводство социальности, а, значит, на формирование «коммуникач-И тивных сетей», т.е. того «вещества» социальности, в котором возникают, воспроизводятся, взаимодействуют и развиваются разнообразные субъекты социокультурного действия. Социальная коммуникация, понимаемая как текстовая деятельность, является одним из ключевых социокультурных механизмов включения сознания не только в воспроизводство социальности как таковой, но и в воспроизводство и эволюцию Вселенной. Межкультурная коммуникация осуществляется на самых разных уровнях, протекает как в синхронической, так и диахронической плоскости. Например, с этой позиции диалог современной философии с концептуальными идеями русской философской мысли конца XIX начала XX веков можно рассматривать как диалог культур, который в новом социокультурном контексте, в новом проблемном пространстве вскрывает иные грани и А ' * ' глубины мысли русских философов о соборности, общинности, евразийском пути развития России, специфике российской духовности и т.д. И диалог этот вполне реальный, ибо встречающиеся в напряженном коммуникативно-смысловом пространстве идеи-голоса живых и «мертвых» обнаруживают все атрибуты социокультурной коммуникации интенциональность, энергию реального взаимодействия как сложного процесса порождения и обмена текстами-сообщениями. Подобный подход к анализу социокультурной коммуникации вполне правомерен, ибо культура это не только явление, находящееся в пространстве «здесь и теперь». Как духовная целостность она живет в «большом» историческом времени, на равных включающем как настоящее, так и прошлое. Диалог с культурным прошлым является средством понимания и реинтерпретации идей и мыслей в контексте сегодняшних проблем, способом расширения горизонтов самосознания общества. Проблемное поле философско-герменевтического анализа социокультурной коммуникации детерминировано не только сугубо теоретическими задачами, но и теми противоречиями, которые сопровождают процесс интенсификации межкулыурных контактов. Дело в том, что сегодняшняя социокультурная ситуация в мире характеризуется резким усилением двух противоположных тенденций, которые, конфликтуя и взаимодополняя друг друга, придают современному развитию особый динамизм и драматичность. С одной стороны, более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, в процессе которого каждая из сторон межкультурной коммуникации получает возможность максимально полно раскрыть свои смысловые глубины, понять свою уникальность и самотождественность. Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения отдельных народов. Усиление в последнее время дезинтеграционных процессов вызвано также целым рядом культурных факторов. По мнению американского политолога С. Хантингтона[153], мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором мировой политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические или экономиче |