Проверяемый текст
Дмитриевская-Нильссон, Юлия Анатольевна. Международное эсперанто-движение как субъект межкультурной коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 79]

79 растеризуется резким усилением двух противоположных тенденций, которые, конфликтуя и взаимодополняя друг друга, придают современному развитию особый динамизм и драматичность.
С одной стороны, более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, в процессе которого каждая из сторон межкультурной коммуникации получает возможность максимально полно раскрыть свои смысловые глубины, понять свою уникальность и самотождественность.

Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения
отдельных народов.

Мощным фактором интеграции выступает экономика, а также осознание человечеством глобальных проблем, решение которых требует объединения усилий всех стран.
Важнейшим условием и механизмом межкультурной коммуникации становятся искусственные языки.

С другой стороны, в мире вызревают и противоположные тенденции, связанные с усилением центробежных сил.
Наряду с культурной интернационализацией и формированием идеологии глобального мирового порядка, все более интенсивно заявляет о себе альтернативная идеология национальной и культурной автономии, которая усиливается сегодня в ответ на культурную унификацию.
Это
происходит в формах движений за национально-культурную автономию, в стремлении проводить самостоятельную политику, в мерах по защите национального языка и т.д.
Рост межкультурных контактов, результатом которого стало более явственное осознание человеком духовной принадлежности к собственной культуре,
вызывает одновременно неприятие и даже враждебность по отношению к представителям других культур и этнокультурных сообществ.
Усиление в последнее время дезинтеграционных процессов вызвано также целым рядом культурных факторов.
По мнению американского политолога С.Хантингстона1,
мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором мировой политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические или экономические разно1См.: Столкновение цивилизаций: Реферат статьи С.Хантингтона // Своб.
мысль, 1993.-№17-18.
[стр. 3]

В последние десятилетия более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, о чем свидетельствует частота международных контактов, усилия народов и стран, направленные на создание глобального порядка международных отношений.
Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения
народов.
Мощнейшими факторами интеграции выступают как экономика, так и осознание человечеством глобальных проблем, решение которых требует объединения усилий всех стран.
Мир все больше осознает значение общечеловеческих факторов в международной политике.
Это видно из программ ЮНЕСКО, материалов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Неотъемлемым правом человека становится «право на общение».
Признается, что сотрудничество не может быть действенным и продолжительным, если оно ограничивается отношениями государств и политиков и не включает контакты между рядовыми гражданами государств.
Вместе с тем развитие межкультурного сотрудничества сдерживается несколькими факторами.
Во-первых, дезинтеграционными процессами, и, прежде всего, заметным усилением движений, исповедующих альтернаВВЕДЕНИЕ тивную идеологию национальной и культурной автономии, которая ливается сегодня в ответ на культурную унификацию.
Это
проявляете^ в усилении традиционалистских, консервативных и националистических тенденций, в мерах по защите национального языка.
Во-вторых, возможности и эффективность межкультурных контактов ограничиваются языковыми барьерами.
Проблема поиска культурно-нейтрального и вненационального языка для улаживания межгосударственных контактов актуальна также в связи с экспансией английского языка, который невольно «упрощает» национальные культуры мира и вызывает «встречное» сопротивление государств, их нежелание вести международные встречи на языке одной стороны.
И это сопротивление вполне естественно, ибо вытекает из первичной формы права права говорить на своем языке (П.
Рикер).


[стр.,9]

ГЛАВА 1.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР И КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭСПЕРАНТО 1.1.
Тенденции и проблемы развития межкультурного диалога Сегодняшняя социокультурная ситуация в мире характеризуется резким усилением двух противоположных тенденций, которые, конфликтуя и взаимодополняя друг друга, придают современному развитию особый динамизм и драматичность.
С одной стороны, более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, в процессе которого каждая из сторон межкультурной коммуникации получает возможность максимально полно раскрыть свои смысловые глубины, понять свою уникальность и самотождественность
(сюда все, что иллюстрирует частоту, интенсивность и качество международных контактов, усилия народов и стран, направленные на создание идеального, глобального порядка международных отношений: международные организации типа ООН, ЮНЕСКО, конституция народов мира и др.).
Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения отдельных народов.

Наиболее интенсивным и продуктивным пространством диалога культур становится культурная оппозиция «Восток-Запад».
Важнейшим условием и механизмом межкультурной коммуникации становятся искусственные языки.

Мощнейшими факторами интеграции выступают как экономика, так и осознание человечеством глобальных проблем, решение которых требует объединения усилий всех стран.
С другой стороны, в мире вызревают и противоположные тенденции, связанные с усилением центробежных сил.
Наряду с культурной интернационализацией и формированием идеологии глобального мирового порядка все более интенсивно заявляет о себе альтернативная идеология национальной и культурной автономии, которая усиливается сегодня в ответ на культурную унификацию[31].
Это происходит в формах движений за национально-культурную автономию, в стремлении проводить самостоятельную политику, в мерах по защите национального языка и т.д.
Рост межкультурных контактов, результатом которого стало более явственное осознание человеком духовной принадлежности к собственной культуре,


[стр.,11]

глубины мысли русских философов о соборности, общинности, евразийском пути развития России, специфике российской духовности и т.д.
И диалог этот вполне реальный, ибо встречающиеся в напряженном коммуникативно-смысловом пространстве идеи-голоса живых и «мертвых» обнаруживают все атрибуты социокультурной коммуникации интенциональность, энергию реального взаимодействия как сложного процесса порождения и обмена текстами-сообщениями.
Подобный подход к анализу социокультурной коммуникации вполне правомерен, ибо культура это не только явление, находящееся в пространстве «здесь и теперь».
Как духовная целостность она живет в «большом» историческом времени, на равных включающем как настоящее, так и прошлое.
Диалог с культурным прошлым является средством понимания и реинтерпретации идей и мыслей в контексте сегодняшних проблем, способом расширения горизонтов самосознания общества.
Проблемное поле философско-герменевтического анализа социокультурной коммуникации детерминировано не только сугубо теоретическими задачами, но и теми противоречиями, которые сопровождают процесс интенсификации межкулыурных контактов.
Дело в том, что сегодняшняя социокультурная ситуация в мире характеризуется резким усилением двух противоположных тенденций, которые, конфликтуя и взаимодополняя друг друга, придают современному развитию особый динамизм и драматичность.
С одной стороны, более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, в процессе которого каждая из сторон межкультурной коммуникации получает возможность максимально полно раскрыть свои смысловые глубины, понять свою уникальность и самотождественность.
Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения отдельных народов.

Усиление в последнее время дезинтеграционных процессов вызвано также целым рядом культурных факторов.
По мнению американского политолога С.

Хантингтона[153], мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором мировой политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические или экономиче

[Back]