Проверяемый текст
Дмитриевская-Нильссон, Юлия Анатольевна. Международное эсперанто-движение как субъект межкультурной коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 89]

89 В качестве универсального способа самозащиты культурного сообщества можно рассматривать и создание собственного языка, который, объединяя данную общность, одновременно противопоставляет ее всем другим «лингвистическим сообществам».
Следовательно, множество языков это возможность не понимать «других», способ не слышать их «команд»
и уклоняться от их воздействий.
Процессы понимания и непонимания сопутствуют любой форме межличностной и межкультурной коммуникации.
Если понимание есть способ достижения ценностного и смыслового единства субъектов коммуникации,
то непонимание это общение посредством дезидентификации, посредством специального разрушения смысловой и знаковой тождественности1.
«Если идентификация, отождествление (сигнала с действием, фонемы с фонемой, названия с объектом, смысла со смыслом) служит каналом воздействия, то деструкция таких отождествлений или их запрещение служит преградой, барьером взаимодействию, что соответствует отношению недоступности,
независимости»2.
Б.Ф.Поршнев отмечает, что нарушение механизма суггестии можно обнаружить уже на границах первобытных общностей, когда возникло нечто ей препятствующее, что можно отнести к явлениям «непонимания» в широком смысле.
Обособление, непонимание не только блокирует механизмы суггестии «другой» культуры, но и ставит предел отчуждению благ «вовне».
Чтобы возобновить воздействие, надо найти новый уровень и новый аппарат:
фонологический, номинативный, семантический, синтаксическо-логический, контекстуальносмысловой, формально-символический”3.
кусственное возбуждение которых, не нарушая никаких прочих речевых функций, делает невозможным повторение чужих слов (См.: Поршнев Б.Ф.
Указ.
соч.
-С .
437).

1Поршнев Б.Ф.
Указ.
соч.
С.378.
2 Не случайно первый шаг на пути обретения независимости сохранение, возрождение и защита национального языка.
3 В этой связи сегодняшнюю экспансию английского языка можно рассматривать и как условие развития межкультурного диалога, и как механизм осуществления глобальной суггесстии в мировом масштабе.
Что смогут противопоставить этнокультурные сообщества усиливающейся вербальносемантической (а, значит культурной)
экпансии, исходящей, в основном, от США?
[стр. 18]

18 а .N Б.
Ф.
Поршнев распадение человечества еще на заре человеческой истории «на великое множество общностей с разными искусственными признаками их обособления и культурами» объясняет действием механизмов суггестии и контрсуггестии.
Суггестия это «повеление, преодолевающее отказ».
Экспансивно направленная в адрес другого, суггестия требовала защиты и тем самым неизбежно вызывала контрсуггестию1.
«Ключ ко всей истории второй сигнальной системы, движущая сила ее развития перемежающие реципрокные усилия воздействовать на поведение другого и противодействовать этому воздействию»[122, с.
364].
«Эта пружина, развертываясь, заставляла двигаться с этапа на этап развитие второй сигнальной системы, ибо ни на одной из противоположных друг другу побед невозможно было остановиться»[122, с.
365].
Механизмы «самообороны» от интердиктивных воздействий могут быть самыми различными: непонимание; действие «наоборот»; молчание (как специфический механизм отказа от непосредственного выполнения суггестии)2; нетождественный обмен; парирование суггестии эхолалией или квазиэхолалией3.
В качестве универсального способа самозащиты культурного сообщества можно рассматривать и создание собственного языка, который, объединяя данную общность, одновременно противопоставляет ее всем другим «лингвистическим сообществам».
Следовательно, множество языков это возможность не понимать «других», способ не слышать их «команд».

1Суггестии сопутствует механизм персеверации многократного повторения, настаивания.
Являясь по сути довольно примитивным, элементарным нервным устройством, персеверация, «просыпаясь снова и снова», становится опорой всюду, где требовалось повторять, повторять, упорно повторять в истории сознания, общения, ритуала, ритма» 2Б.
Ф.
Поршнев считает молчание первичным шагом становления внутреннего мирачеловека, «воротами мышления».
3Интересно, что механизмы «самообороны» заложены даже на природном уровне.
В частности, в коре головного мозга имеются определенные зоны, искусственное возбуждение которых, не нарушая никаких прочих речевых функций, делает невозможным повторение чужих слов.
См.: Поршнев Б.
Ф.
Указ.
соч.
С.
437.


[стр.,19]

Процессы понимания и непонимания сопутствуют любой форме межличностной и межкультурной коммуникации.
Если понимание есть способ достижения ценностного и смыслового единства субъектов коммуникации
(см.
герменевтику), то непонимание это общение посредством дезидентификации, посредством специального разрушения смысловой и знаковой тождественности[122, с.
378].
«Если идентификация, отождествление (сигнала с действием, фонемы с фонемой, названия с объектом, смысла со смыслом) служит каналом воздействия, то деструкция таких отождествлений или их запрещение служит преградой, барьером взаимодействию, что соответствует отношению недоступности,
независимости»1.
Б.
Ф.
Поршнев отмечает, что нарушение механизма суггестии можно обнаружить уже на границах первобытных общностей, когда возникло нечто ей препятствующее, что можно отнести к явлениям «непонимания» в широком смысле.
Обособление, непонимание не только блокирует механизмы суггестии «другой» культуры, но и ставит предел отчуждению благ «вовне».
Чтобы возобновить воздействие, надо найти новый уровень и новый аппарат:
1)фонологический, номинативный, 2)семантический, 3)синтаксическо-логический, 4)контекстуально-смысловой, 5формальносимволический2.
Полноценность проявления человека как личности, способной функционировать среди себе подобных, то есть быть членом общества, базируется на его коммуникативной компетентности.
Под последней понимается вся та сумма неосознаваемых знаний и умений, которая только и позволяет нам понимать других и быть услышанными ими в свой черед.
Способность обладать коммуникативной компетентностью присуща нам всем как представителям одного вида «Homo sapiens» , однако, та или иная реализация этой способности культурно обусловлена.
Кроме этого, она обусловлена и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из 1Не случайно первый шаг на пути обретения независимости сохранение, возрождение и защита национального языка.
этой связи сегодняшнюю экспансию английского языка можно рассматривать и как условие развития межкультурного диалога, и как механизм осуществления глобальной суггесстии в мировом масштабе.
Что смогут противопоставить этнокультурные сообщества усиливающейся вербально-семантической (а, значит культурной)
экспансии, исходящей, в основном, от США?

[Back]