Проверяемый текст
Алексеенко Диана Олеговна. Действия в чужом интересе без поручения по российскому гражданскому праву (Диссертация 2003)
[стр. 56]

тельства, что позволяет более ясно представить механизм возникновения отношений представительства, а следовательно отношений в результате действий неуполномоченного лида.
В Комментарии к ГК РСФСР под редакцией Е.А.
Флейшиц и О.С.Иоффе1 определяются основные вопросы, возникающие в связи с заключением сделки неуполномоченным лицом, или с превышением полномочия.
Так, авторы определяют последующее одобрение действий неуполномоченного представителя как одностороннюю сделку, совершаемую представляемым.
Говоря об одобрении сделки, в случае, когда третье лицо знало об отсутствии или превышении полномочия, справедливо указывается на необходимость определения срока для ожидания этого одобрения, в течение которого контрагент представляемого считается связанным обязательством.
Несмотря на довольно подробное освещение в литературе вопроса о представительстве без полномочий и бесспорную важность и значимость этой темы для гражданского законодательства, некоторые юристы, говоря о представительстве, не считали целесообразным касаться данного вопроса, что не может не вызывать удивления.
Так, в учебнике «Советское гражданское право» под редакцией О.А.
Красавчикова,1 2 в главе «Представительство и доверенность» о представительстве без полномочий не говорится ни слова.
Впервые обязательство из действий в чужом интересе без поручения было закреплено в российском законодательстве в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
В ст.
118 гл.
16 «Поручение»
Основы 1991 г.
объединяли принципиальные положения о двух достаточно различных институтах: совершение сделок в интересах другого лица без его поручения и предотвращение угрозы ущерба имуществу других лиц без соответствующих полномочий.

В первом случае речь обычно шла о выходе представителя за пределы своих полномочий, последствия которого
тради1 Комментарий к ГК РСФСР / Под ред.
Е.А.
Флейшиц, О.С.
Иоффе.
М., 1970.
2 Советское гражданское право / Под ред.
О.А.
Красавчикова.
М., 1985.
56
[стр. 5]

5 комплекс правоотношений, возникающих из действий в чужом интересе без поручения, но сводил их к «сделке, совершенной лицом, не уполномоченным или с превышением полномочия».
Впервые обязательство из действий в чужом интересе без поручения было закреплено в российском законодательстве в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Так, например, ст.
118 объединяла принципиальные положения двух достаточно различных институтов: совершение сделок в интересах другого лица без его поручения и предотвращение угрозы ущерба имуществу других лиц без соответствующих полномочий.
Констатируя в данном случае правильную постановку вопроса о наличии в цивилистике исследуемого вида обязательств, следует отметить, что полноценным инс титут действий в чужом интересе без поручения стал лишь с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что это было обусловлено стремлением законодателя как можно быстрее закрепить в ГК РФ не только исходные начала для правового регулирования отношений в сфере экономического оборота, но и ряд новых принципов, связанных с признанием равенства всех участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных нрав, их судебной защиты и др.
Вместе с тем, действующее на сегодняшний день законодательство еще не достаточно четко регулирует правовые вопросы в области гражданско-правовых отношений, возникающих при совершении действий в чужом интересе без поручения.
Во-первых, это связано с тем, что с учетом произошедших социально-экономических и правовых изменений в России существенно расширился круг субъектов и объектов

[стр.,62]

62 участнику сделки и выражено в письменной форме (в виде заявления, письма, телеграммы и т.п.), либо путем совершения действий, свидетельствующих об одобрении этой сделки (принятие исполнения от представителя, платеж в адрес второй стороны сделки и т.д.).
В таком случае другой участник сделки, знавший о неуполномоченности представителя, не вправе был отказаться от совершенной сделки со ссылкой на это обстоятельство.
Он оказывался юридически «связанным» с этой сделкой, совершенной при отсутствии или с превышением полномочия, так как, вступая в нее, рассчитывал на последующее одобрение тем, для кого она была совершена.
Своевременно одобрение такой сделки представляемым делало ее действительной с момента заключения.
При этом следует особо отметить, что гражданские кодексы ряда бывших советский союзных республик, принятые в ходе кодификации гражданского законодательства 1961-1964 гг., предусматривали институт обязательств, возникающих из ведения дел без поручения.
Таковыми явились кодексы Азербайджанской ССР, Казахской ССР, Латвийской ССР, Молдавской ССР, Таджикской ССР, Узбекской ССР87.
Впервые обязательство из действий в чужом интересе без поручения было закреплено в российском законодательстве в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
В ст.
118 гл.
16 «Поручение» Основы 1991 г.
объединяли принципиальные положения о двух достаточно различных институтах: совершение сделок в интересах другого лица без его поручения и предотвращение угрозы ущерба имуществу других лиц без соответствующих полномочий.
В первом случае речь обычно шла о выходе представителя за пределы своих полномочий, последствия которого
традиционно регулировались в правилах об институте представительства, во втором о так ь См.: Харитонов Е.О.
Обязательства, возникающие из ведения дел без поручения в советском гражданском праве: Дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Одесса, 1980.
С.27.


[стр.,72]

72 интересе без поручения, к «сделке, совершенной лицом, неуполномоченным или с превышением полномочия».
Впервые обязательства из действий в чужом интересе без поручения были закреплены в российском законодательстве в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
в ст.
118 гл.
16 «Поручение».

Однако и здесь Основы 1991 г.
объединяли принципиальные положения о двух достаточно различных институтах: совершение сделок в интересах другого лица без
поручения и предотвращение угрозы ущерба имуществу других лиц без соответствующих полномочий.
Полноценным институт действий в чужом интересе без поручения стал лишь с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
Спустя столько времени данный институт наконец-то получил должное закрепление в российском законодательстве.
На наш взгляд, это было обусловлено стремлением законодателя как можно быстрее закрепить в ГК РФ не только исходные начала для правового регулирования отношений в сфере экономического оборота, но и ряд новых принципов, связанных с признанием равенства всех участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства коголибо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты и др.
Однако при более детальном рассмотрении и изучении положений главы 50 ГК РФ можно увидеть, что правовые нормы, регулирующие институт действий в чужом интересе без поручения, не столь совершенны, как кажется на первый взгляд.
Исследованию обозначенных проблем и посвящены следующие разделы настоящей работы.

[Back]