трудом характера среднего общественного труда, пробуждение соперничества отдельных лиц, когда напрягается их жизненная энергия и т. д. Специфическая производительная сила комбинированного рабочего дня является общественной производительной силой труда, или производительной силой общественного груда. Она возникает из самой кооперации. В планомерном сотрудничестве с другими рабочий преодолевает индивидуальные границы и развивает свои родовые потенции [ 68, С. 341]. Из содержания марксистской методологии видно, что она опирается на высшие достижения классической школы политической экономии. Вместе с этим является определенным этапом эволюции мировой экономической мысли, систематизирующим всю сумму накопленных к тому времени знаний по вопросам общественного разделения труда, его специализации и кооперации. Рассмотрение других направлений экономических исследований позволит выявить направленность развития отечественного сельского хозяйства по мере углубления общественного разделения труда и его кооперации [137, С. 41]. Некоторые экономисты (Л. Богданов, Н. Бухарин) относили разделение труда к производственным отношениям. А. Бернштейн включал разделение труда в производительные силы. А. Ефимов считал, что разделение труда связано и с производительными силами, и с производственными отношениями. Как форму организации производительных сил определяли разделение труда Е. Кафафова и Ф. Горохов. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сформировались три концепции по отношению разделения труда к основным компонентам общественного производства. Так, сторонники первой концепции относят разделение труда к производительным силам общества, считая разделение труда органическим моментом производительных сил [112]. Вторая концепция альтернативна первой. Ее сторонники включают разделение труда в производственные отношения как составную часть [57, 75, 78, 115]. Третья концепция состоит в том, что разделение труда является как одним из способов сущест24 |
разделения труда показывает М [140]. В работах советских ученых теоретическую и методологическую основу исследования вопросов, связанных с разделением труда, составляют социально-экономические воззрения отечественных мыслителей до марксизма и труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Некоторые экономисты (А. Богданов, Н. Бухарин) относили разделение труда к производственным отношениям. А. Бернштейн включал разделение труда в производительные силы. А. Ефимов считал, что разделение труда связано и с производительными силами, и с производственными отношениями. Как форму организации производительных сил определяли разделение труда Е. Кафафова и Ф. Горохов. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сформировались три концепции по отношению разделения труда к основным компонентам общественного производства. Так, сторонники первой концепции относят разделение труда к производительным силам общества, считая разделение труда органическим моментом производительных сил [107]. Вторая концепция альтернативна первой. Ее сторонники включают разделение труда в производственные отношения как составную часть [72, 59, 114, 74]. Третья концепция состоит в том, что разделение труда является как одним из способов существования и прогресса производительных сил, так и одной из форм проявления производственных отношений [27, 119, 43]. Е. Маневич пишет: «...следует различать две стороны разделения труда: во-первых, социально-экономическую, которая является элементом производственных отношений, и, во-вторых, техническую, которая включается и в производительные силы общества» [67]. Его концепция является признанием двойственной природы разделения труда. Ряд экономистов определяет разделение труда как форму организации производительных сил общества [35, 56]. 10 |