Проверяемый текст
Чуприна, Василий Иванович; Интеллигенция и власть (Диссертация 2000)
[стр. 100]

Отсутствие источников, политическая острота и иные факторы сдерживают разработку этих проблем и в наши дни.”5 Из послевоенного периода наиболее остро стоит вопрос о национальной политике на Северном Кавказе как в советское, так и в постсоветское время.
Развитие северокавказского региона в 50-80-е
гт.
во многом определялось государственной национальной политикой,
которая, как известно, носила двойственный характер.
С одной стороны, государство поддерживало и официально закрепляло этнокультурные различия малых народов: “...
Идеология и практика государственного социализма формально закрепляла этнические и национальные различия, способствовала становлению внутри союзного государства наций и протогосударств с развитой институциональной
структурой”.6 С другой, признавая и закрепляя этнокультурные различия, социалистическое государство все же проводило неуклонную политику интернационализации общественной и культурной жизни, которая в конечном итоге должна была быть основана на преодолении национальных различий.
Традиции и нормы, складывающиеся и сохраненные у разных народов многими поколениями, в советское время объявляются пережитками и предрассудками.
Особенно это касалось религиозных и этических норм у народов Северного Кавказа.
Несомненно, Россия способствовала модернизации консервативной жизни Северного Кавказа, однако зачастую к этническим предрассудкам власть без разбора относила те ценности, которые составляли этнокультурную основу наций.
Исследователи национальных особенностей народов Северного Кавказа в тот период заявляли:
‘‘Именно здесь, в национальном быту сохранились до настоящего времени больше всего моральных норм, обычаев, традиций,' привычек, доставшихся советскому обществу в наследство от феодализма и капитализма и тормозящих процесс утверждения принципов социалистического интернационализма.
Поэтому и практика интернационализма в быту менее развита, чем в других сферах национальных отношений.
Этнические
100
[стр. 232]

разработку этих проблем и в наши дни.” 1 3 Из послевоенного периода наиболее остро стоит вопрос о национальной политике на Северном Кавказе как в советское, так и в постсоветское время.
Развитие северокавказского региона в 50-80-е
гг.
во многом определялось государственной национальной политикой.

Известно, по многим исследованиям, что национальная политика, проводимая руководством СССР в 1953-1985 гг., была двойственной.
Государство поддерживало и официально закрепляло этнокультурные различия малых народов:
”...
Идеология и практика государственного социализма формально закрепляла этнические и национальные различия, способствовала становлению внутри союзного государства наций и протогосударств с развитой институциональной
структурой”.1 4 Одновременно, признавая и закрепляя этнокультурные различия, социалистическое государство все же проводило неуклонную политику интернационализации общественной и культурной жизни, которая в конечном итоге должна была быть основана на преодолении национальных различий.
Эту позицию наглядно демонстрируют материалы межвузовской научной конференции “Образование СССР торжество ленинской национальной политики”, выпущенные в Пятигорске в 1972 г.15 Одна из статей в этом сборнике кандидата философских наук А.А.Барсукова “Возрастание социальной однородности наций важнейшее условие развития советского народа как новой исторической общности людей” целиком посвящена важнейшему принципу советской национальной политики, в том числе и Северного Кавказа.
В частности, автор утверждает: “Советский народ представляет собой единство всех социалистических наций и народностей.
Это единство вбирает в себя главное, существенное, что есть в каждой из них.
Но у советского народа есть и различия различия в языке, национальных традициях, обычаях, в уровне развития наций и народностей в экономической, социальной и культурной областях.


[стр.,233]

Определяющим моментом в развитии советского народа выступает усиление общего, что объединяет все нации и народности.
Постепенное же преодоление национальных различий в процессе сближения наций и народностей внутри этой единой общности ведет к се укреплению в экономическом, социальном, политическом и духовном отношениях10.
Все эго привело к тому, что традиции и нормы, складывающиеся и сохраненные у разных народов многими поколениями, в советское время объявляются пережитками и предрассудками.
Особенно это касалось религиозных и этических норм у народов Северного Кавказа.
Несомненно, Россия способствовала модернизации консервативной жизни Северного Кавказа, однако зачастую к этническим предрассудкам власть без разбора относила те ценности, которые составляли этнокультурную основу наций.
Исследователи национальных особенностей народов Северного Кавказа в тот период заявляли:
“Именно здесь, в национальном быту сохранились до настоящего времени больше всего моральных норм, обычаев, традиций, привычек, доставшихся советскому обществу в наследство от феодализма и капитализма и тормозящих процесс утверждения принципов социалистического интернационализма.
Поэтому и практика интернационализма в быту менее развита, чем в других сферах национальных отношений.
Этнические
предрассудки в условиях социализма чаще всего проявляются в непосредственной связи со старыми, консервативными формами национального быта и религиозно-бытовыми пережитками”.1 7 Актуальной задачей развития национальной политики признавалось “просеивание” властью традиций каждого народа с целью сохранения лучших из них и отбраковки тех, которые недостойны для вхождения в 1 8 интернациональную жизнь .
Соответственно, были разработаны основные критерии, согласно которым должен проводиться отбор.
Среди них: соответствие идейной направленности и революционно-практической

[Back]