многоуровневое™ и многонациональное™ культурной сферы. Этот принцип служит не только для обеспечения финансовой базы культурного развития, но и для координации культурных программ и проектов, которые не вписываются в рамки государственно-административных границ субъектов РФ; в-шестых, культурно-собирательный принцип, который утверждает приоритет в культурной политике не административных, а национальнокультурных границ. Таким образом, как видим есть необходимость координации культурных программ на Северном Кавказе. Культурное строительство должно вестись с учетом данного фактора на консолидированной основе с ориентацией на межрегиональные связи, укрепляющие государственность. Для этих целей можно использовать практику выделения финансовых ресурсов под реализацию региональных программ “Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера”, “Дети России” и др. Для северокавказского региона на современном этапе необходима консолидированная культурная программа “Традиционная культура Северного Кавказа”.3 1 В 90-е годы этнокультурное развитие Северного Кавказа осуществляли, наряду с государственными учреждениями культуры, национально-культурные центры, которые определялись как новые социальные институты организаций и содержания культурно-досуговой деятельности, существующие наряду с государственной системой культурного обслуживания населения. Так, например, в Северо-Кавказском регионе в 90-е гг. возникло более ста национальных и культурных обществ и движений, в основном ставящих своей целью достижение национальнокультурной самостоятельности, возрождение национальных обычаев и культуры. В результате, национально-культурные центры стали инициаторами проведения научных, творческих и образовательных конференций по проблемам взаимовлияния культур и возрождению этнической культуры своего народа, этнического самосознания и 121 |
2 7 5 степень терпимости (толерантности) культур и их носителей друг к другу. 2. Принцип качества означает, что финансовую и иную поддержку получают работы достаточно высокого качества. 3. Принцип дистанции должен присутствовать в поведении государства и спонсоров в сфере культуры и искусства. Государство или отдельные организации при проведении культурной политики не должны вмешиваться во “внутреннюю жизнь культуры”: определить содержание художественных произведений, их эстетическую и этическую значимость. 4. Принцип интернационального воспитания. Этот принцип актуален для Северного Кавказа вследствие межнациональных конфликтов. Интернациональному воспитанию необходима соответствующая государственно-образовательная и пропагандистская программа. На практике принцип интернационального воспитания может быть реализован также в форме межнационального культурного сотрудничества. 5. Принцип многоуровневости и многонациональное™ культурной сферы. Этот принцип служит не только для обеспечения финансовой базы культурного развития, но и для координации культурных программ и проектов, которые не вписываются в рамки государственноадминистративных границ субъектов РФ. 6. Культурно-собирательный принцип утверждает приоритет в культурной политике не административных, а национально-культурных границ. Особенно очевидна необходимость координации культурных программ на Северном Кавказе. Культурное строительство должно вестись с учетом данного фактора на консолидированной основе с ориентацией на межрегиональные связи, укрепляющие государственность. Для этих целей можно использовать практику выделения финансовых ресурсов под реализацию региональных программ “Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера”, “Дети России” и др. Для севёрокавказского региона на современном этапе необходима консолидированная культурная 2 7 6 программа “Традиционная культура Северного Кавказа”.7' На современном этапе этнокультурное развитие Северного Кавказа осуществляют, наряду с государственными учреждениями культуры, национально-культурные центры. Национально-культурный центр определяется как новый социальный институт организаций и содержания культурно-досуговой деятельности, существующий наряду с государственной системой культурного обслуживания населения. В СевероКавказском регионе в 90-е гг. возникло более ста национальных и культурных обществ и движений, в основном ставящих своей целью достижение национально-культурной самостоятельности, возрождение национальных обычаев и культуры. Национально-культурные центры стали инициаторами проведения научных, творческих и образовательных конференций по проблемам взаимовлияния культур и возрождению этнической культуры своего народа, этнического самосознания и самоидентификации в многонациональной России. В Республике Адыгея это народный форум “Адыгэ-Хасэ”, греческая община “Арго”, “Союз славян Адыгеи”, общественная организация курдов “Агры”. В республике Дагестан лезгинский культурный центр “Шарвили”, лакское общество культуры “Новолуние”, культурно-историческое общество “Цахурве”, общество защиты языков и этнокультуры, общество интерэтнических связей “Интертюрк”, кумыкский культурный центр, народно-демократическое движение “Салават”, общественно-политическая “Русская община” и др. В Республике Ингушетия общенациональный союз “Даймокх”, родовое общественное движение “Цори”. В Кабардино-Балкарии Конгресс кабардинского народа, организация “Адыгэ-Хасэ”, Ассоциация “Крым-Кавказ”, Международная черкесская организация, В Карачаевочеркесской Республике общественная организация “Адыгэ-Хасэ”, общественная организация “Бирлик”. В Республике Северная Осетия-Алания |